10 октября 2015 года в НГК имени М.И. Глинки начался Международный фестиваль японской культуры, посвященный 25-летию побратимства Саппоро и Новосибирска. Фестиваль проводится под эгидой Мииистерства культуры Российской федерации Новосибирской консерваторией с участием Муниципального Культурного центра «Сибирь-Хоккайдо».
Все знают, насколько выстраданы непростой историей взаимоотношений и дороги обоим нашим народам дружеские связи между Россией и Японией. В сфере музыкального искусства они сложились еще два столетия назад и, к счастью, получили новый импульс в начале XXI века. Это непосредственно выразилось в сотрудничестве музыкантов наших стран. Ярким примером его плодотворности служит международное культурное пространство, созданное побратимскими связями Новосибирска и Саппоро. Подтверждением достигнутых на этом поприще успехов стали зачитанные в начале концерта приветственные адреса от Мэрии г. Саппоро и Хоккайдского общества по международным музыкальным контактам.
Программа нынешнего, юбилейного фестиваля, состояла из научно-практической конференции и концерта, который состоялся вечером 10 октября в Большом зале Новосибирской государственной консерватории.
Концерт показал, насколько близки по духу культуры Японии и России. В программу были включены как российская академическая музыка, так и японская – традиционная и композиторская. Представляли русскую и японскую музыку в первом отделении исполнители из Саппоро, крупнейшего города севера Японии, – профессора Мацуи Аки (сопрано) и Такахаси Кэнъитиро (фортепиано). Мастера душевно исполнили сложную программу из сочинений П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского.
Во втором отделении уже японская музыка прозвучала в исполнении новосибирских музыкантов, исполнителей на кото: профессора А.В. Кугаевского и его учеников Александра Хохолкова и Анастасии Максимовой. На кото играли и участницы ансамбля японской музыки «И свет, и ветер» под руководсвом Н.И. Чабовской из Томска. Все они продемонстрировали редкое в России мастерство исполнения на древней японской цитре.
История кото насчитывает более тысячи лет. В период Нара словом «кото» обозначали несколько разновидностей струнных инструментов. Известно, что предком кото был китайский «чжэн», который был завезен в Японию в период Нара с 710-793 гг н. э. в качестве инструмента для дворцового оркестра. Он использовался как «со» в музыке гагаку. Традиционно «кото» сравнивают с драконом, лежащим на побережье. Интересный факт: исторически 13 струн кото делали из шелка, а с ХХ века – из нейлона. Расцвет исполнительства на кото как аристократическом инструменте приходится на эпоху Хэйан в начале 2-го тысячелетия н.э. Первая пьеса новой традиции сольной игры на кото, данмоно, была создана в 17 веке Яцухаси Кэнгё, чье классическое произведение «Рокудан но сирабэ» («Музыка шести ступеней») исполнялось на концерте в рамках фестиваля.
Романсы японских композиторов ХХ века Ямада Косаку, Ёсинао Накада и Дан Икума органично исполнили Айгуль Бралинова и Алексей Новиков. Не менее успешно прозвучала в исполнении лауреата международных конкурсов, пианиста Алексея Гребёнкина, транскрипция на тему японской народной песни «Сакура» новосибирского композитора А.С. Молчанова.
Приветливую атмосферу этого концерта создавало свободное владение словом и материалом ведущей концерта – профессора, доктора искусствоведения, М.Ю. Дубровской, которая как ученый-японовед и просветитель стояла у истоков этого фестиваля.
Концерт удался. Новосибирская публика, составленная из любителей японской музыки, очень тепло принимала ее в живом звучании.
|