Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Незабываемое" №2 (19), Апрель 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_19/?page=search

     
    Страницы музыкальной жизни Новосибирска

    Литвинов В.

    «Джанни Скикки» – опера, захватывающая дух»

    Литвинов Владимир

    студент IV курса ТКФ Музыкального Колледжа НГК

     


    14 февраля 2012 года на сцене Малого зала Новосибирского Оперного Театра на суд зрителя была показана заключительная репетиция комической одноактной оперы Джаккомо Пуччини «Джанни Скикки», написанной на либретто Джаккомо Форцино по «Божественной комедии» Данте Алигьери. Данный проект осуществлялся благодаря совместной работе театра и Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. Все партии в опере были поручены студентам, для которых возможность выступить на сцене оперного театра стала первым профессиональным опытом. Опера «Джанни Скикки» является последней из трех одноактных опер, составивших Пуччиниевский Триптих, и именно она принесла композитору огромный успех. «Джанни» является единственной комической оперой в творчестве Пуччини. В ней прослеживаются традиции, идущие еще от вердиевского «Фальстафа».

    Знаменитый триптих, написанный в начале XX века за довольно короткий срок – полтора года, принес композитору, уже с первых своих постановок в Риме, ошеломительную славу и признание. Его открывает первая опера-трагедия – «Плащ», задуманная как мелодрама с повышенной экспрессивностью и страшными натуралистическими подробностями. Это произведение без особых сюжетных изысков – об извечном любовном треугольнике, опасной игре чувств. Вторая часть цикла – «Сестра Анджелика», которая также является оперой-трагедией, однако написана в совершенно иной манере и служит резким контрастом первой. Она рассказывает о жизни монахинь, среди которых была одна молодая Анджелика. Примечателен еще тот факт, что это единственная опера, не имеющая ни одной мужской роли, и в которой совершенно отсутствует любовная интрига. Однако своим успехом Триптих всецело обязан третьей и заключительной части цикла, веселой комедии «Джинни Скикки». Речь здесь идет о хитреце (Джанни), остроумном и плутоватом «человеке из народа», который вершит справедливый суд над алчными наследниками. Он притворяется богачом Буозо, лежащим на смертном одре, и изменяет наследство в пользу своей дочери Лауретты и ее возлюбленного Ринуччо.

    Около ста лет прошло с тех пор, как Триптих впервые был поставлен в Римском театре. Он и по сей день ставится на лучших мировых сценах с участием гениальных режиссеров и актеров. Однако поскольку «Джанни Скикки» является единственной комической оперой в Триптихе, многие режиссеры-сценаристы считают вполне естественным ставить эту оперу как самостоятельное произведение и не ошибаются, ведь она не утратила своего значения и не потеряла прежнего характера. Это, пожалуй, одна из тех счастливых опер, которые можно ставить вообще как угодно, так как её собственная энергетика настолько мощна и самодостаточна, что испортить её практически невозможно.

    После дебютного выступления студентов Новосибирской консерватории на сцене НГАТОиБ, они получили массу оваций, в их честь были сказаны искренние поздравления. Ведь до этого момента, хотя и представлявшего заключительный репетиционный показ, участники демонстрировали свои таланты только на сцене Большого зала родной консерватории. В опере принимали участие следующие молодые певцы: Джинни Скикки – Сергей Поваляев; Лауретта – Мария Мищенко; Ринуччо – Сергей Кузьмин; Дзита – Надежда Гончарук; Симоне – Алексей Лаушкин и др.

    Весьма положительно отреагировал на игру актеров зритель. Студенты выступили столь прилежно, что после представления из зала слышались выкрики «браво!» во время аплодисментов. Я уверен, публика не осталась равнодушной к выступлению молодых талантов, а также, конечно, к самой опере, которую они представили перед зрителем. Конечно, и на меня данная постановка оказала большое воздействие, и я сам порой чувствовал себя одним из тех героев на сцене. Настолько все-таки это было ярко!

    Естественно и то, что первый показ такой серьезной оперы, как «Джанни Скикки» всегда волнителен, и тут мне удалось заметить некоторые «шероховатости» в исполнении студентов. Многие из них проявились в большей степени, может быть просто в силу их возраста и не совсем еще пока привычному выходу на сцену Оперного театра. Иногда слышались несовпадения голоса солистов с оркестром, а также не всегда четко прослушивались слова в окончаниях фраз, что для профессионального слуха музыканта очень заметно. Что же касается пожеланий, то здесь от многих исполнителей хотелось бы слышать более яркую тембральную окраску в голосе и, конечно, более точного взаимодействия с партией оркестра.

    В целом молодые актеры многое сделали просто на «ура» и показали себя с лучшей стороны. Это действительно не просто: заставить человека не только не заскучать, сидя в мягком кресле партера или балкона, но еще и показать, на что ты способен, и захватить его своей профессиональной игрой. Понятно, что за всей внешней легкостью стоит громадная многолетняя работа и действительно, все исполнители заслужили по праву называться теми, кем они являются сейчас – настоящими талантами, настоящими актерами! Как зритель, я остался доволен. Для меня теперь это кладезь невероятных перевоплощений и курьезных ситуаций.

    Нельзя не упомянуть режиссера-постановщика – Дипломанта Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» Игоря Селина, который сыграл огромную роль в постановке «Джанни», а также художника-постановщика – Заслуженного деятеля искусств России, Лауреата Государственной премии России и дипломанта Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» Игоря Гриневича, который также детально подошел к постановке оперы.

    Они безошибочно выбрали классически иллюстрированный подход к интерпретации полукриминальной истории о подмене завещания, и материал «отвечал» им щедрой благодарностью. Все смотрелось очень ярко и естественно. Костюмы героев, на первый взгляд казавшиеся довольно простыми, точно подчеркивали характеры персонажей и дух времени, в котором происходит действие. Декорации, занавеси, и другие сценические приспособления подчеркивали происходящее в опере. Одним словом – все было сконструировано на высоком уровне режиссерского мастерства.

    А что же музыка? Она выявляет ту невероятную атмосферу, в которой происходят события, характеры главных героев и, конечно же, личность самого Пуччини, ведь он и есть – главный герой этой феерической постановки. В опере, помимо одной главной темы «Джанни», с выразительными и динамическими речитативами сочетаются выразительные и яркие мелодии, например, ария Лауретты «О, помоги, отец наш…», в которой она обращается непосредственно к отцу. Это одна из популярнейших арий в мировом репертуаре.

    Музыкальный руководитель и дирижер – Петр Белякин, оркестр и его солисты, показали достойное прочтение знаменитой партитуры. Актеры во главе с режиссером и оркестр во главе с дирижером сработались органично и слаженно.

    Что тут еще добавишь? Еще одно доказательство, что это мировая опера и настоящий шедевр XX века, просто захватывает дух!!!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки