Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Всероссийские конкурсы" №1 (22), Январь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_22/?page=search

     
    Всероссийский конкурс

    Сентябова Л.

    «Больше, чем просто «конкурс»

    Сентябова Лариса

    студентка IV курса ТКФ

     


    26 сентября 2013 года в Большом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки состоялось открытие очередного этапа Всероссийского музыкального конкурса в Сибирском федеральном округе по специальности народные инструменты (в номинации «баян и аккордеон», «балалайка», «домра», «гитара»). Всё мероприятие состояло из двух блоков: первым были вступительные слова заместителя министра культуры Новосибирской области, И. Н. Решетникова, а также председателей двух жюри.

    Нельзя не отметить, что в ходе, казалось бы, традиционных напутственных речей перед началом «состязаний», было озвучено несколько положительных факторов, касающихся, строго говоря, состояния исполнительства на народных инструментах в России и в частности в Сибирском округе. Так, всё активнее в концертный репертуар данного конкурса вовлекаются произведения современных академических композиторов, что, конечно, способствует приобщению молодых музыкантов к «духу современности». Отдельной похвалы удостоились именно сибирские студенты музыкальных ВУЗов, как исключительно талантливые и многообещающие кадры всей страны. Недаром они становятся лауреатами различных международных конкурсов, главной целью которых является – раскрыть потенциал, остающийся порой без внимания. И именно поэтому участие в подобных мероприятиях одинаково важно и для педагогов, передающих своё мастерство последующим поколениям, и для участников, получающих прекрасные возможности творческого и личностного роста, и для слушателей, как главных потребителей произведений культуры и искусства.

    Не менее важные и актуальные вопросы обсуждались участниками последующей за приветственным словом пресс-конференции в фойе Большого зала. Это и было вторым этапом открытия конкурса. Наиболее насущной и всеобъемлющей оказалась следующая проблема, поставленная во главу угла: недостаток со стороны СМИ пропаганды и просвещения населения информацией о функционирующей (и очень сильной) отечественной школе исполнительства на народных инструментах. Лишь крайне ограниченное число телевизионных каналов транслирует концерты академической музыки, актуальные события в музыкальной жизни страны. Не внушает оптимизма и число российских специализированных музыкальных газет и журналов. Во всяком случае, если сравнить уровень распространения и пропаганды академической музыкальной культуры и эстрадной поп-музыки, то последняя, без сомнения, доминирует. А в числе результатов – малый интерес молодых музыкантов к участию во Всероссийском конкурсе (речь идёт о номинации «народные инструменты»). Об этом свидетельствовал количественный недостаток заявок в Оргкомитет.

    Как сообщили ведущие специалисты страны – члены жюри – затронутая проблема проникла и в сферу профессионального образования. Об этом свидетельствует упавшее за последние годы число поступающих на отделения народных инструментов ССУзов и ВУЗов РФ. Некоторые члены жюри обозначили такой пониженный интерес к профессии «народник» как неуважение к национальным традициям, русскому фольклору, вообще понятию «русский» и даже расценили эту ситуацию как «угрозу российской культуре». В таком контексте особенно приятно было услышать, что новосибирские музыкальные учебные заведения, в первую очередь, консерватория, всё же сохраняют эти, теряющие силу традиции, причём наиболее многочисленными выступают участники конкурса по классу домры.

    Помимо проблемных вопросов были затронуты и более нейтральные темы, такие как «доминирующие критерии в отборе участников», «перспективы, открывающиеся перед победителями конкурса». По отношению к последнему было высказано, что, в сравнении с советским временем, современный общественно-экономический уклад вынуждает концертирующих музыкантов самостоятельно вести активную не только собственно исполнительскую, но и менеджерскую деятельность, чтобы организовать свои выступления. А это – немало усилий, требующих поиски спонсора, установления контактов с желаемым местом проведения искомого мероприятия и многое другое. Напротив, в рамках Всероссийского музыкального конкурса предусмотрен ряд концертов для лауреатов, его Оргкомитет не оставит «своих героев» без должного внимания общественности.

    В заключении следует сказать, что нам всем – и тем, кто профессионально занимается музыкой, и простым слушателям следует всячески способствовать сохранению и пропаганде национальной культуры. Ведь каждый из нас есть концентрат нашей собственной истории, традиций и обычаев, ими обусловлена наша неповторимость. И поэтому именно нынешний Всероссийский музыкальный конкурс, посвящённый народным инструментам, это не просто конкурс, но торжественное прикосновение к прекрасному наследию русской культуры.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки