Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирская консерватория: на перекрестье культур" №1 (30), Январь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_30/?page=search

     
    Концерты

    Есембаева И.

    «Новых программ и прочтений!»

    Есембаева Индира

    студентка IV курса ТКФ

     


    Много ли вы слышали музыкантов, в игре которых можно услышать свою собственную интерпретацию, выработанную манеру исполнения? Увы, часто, гоняясь за техникой, исполнители забывают о художественной стороне произведения. Задумалась я о проблемах интерпретации после прослушанного мною концерта фортепианной музыки, состоявшегося 3 ноября в Малом зале НГК имени М.И. Глинки. Играла магистрантка класса профессора Л.В. Смешко, Мария Шаманина.

    Отмечу, что зал был не полон, но качество публики оставляло серьёзное впечатление: первый ряд был заполнен профессорами Новосибирской консерватории, педагогами по классу фортепиано.

    Как известно, учёные и педагоги-практики выявили ведущие тенденции в исполнении музыки П.И. Чайковского, некоторые из них условно классифицируют её как сентиментально-салонную (ностальгическую), пессимистическую, вдохновенную, академическую (шаблонную), а также оптимистическую. Игру самого М. Плетнёва, прекрасного пианиста и дирижёра, многие исследователи (и также я) более склонны назвать ностальгической. Игру Марии я бы назвала ностальгической с некоторыми элементами академизма.

    Зная Марию, хочется сказать о ней, как о музыканте одухотворённом Богом и одарённом творческой искрой. Благородностью своего облика, добротой и воспитанностью она внешне чем-то напоминает образ девушки пушкинско-глинкинского времени. Наверное, поэтому и пианизм ее воспринимается мною как отражение глинкинского кредо «отчётливости» и идеальной чистоты штриха и звука.

    Сыгранная Марией сложная программа, в частности, Большая соната соч.37 G-dur П.И. Чайковского, блестяще раскрывала ее пианистические возможности. В заявленную программу концерта входило четыре номера. Помимо Большой сонаты, пианисткой были исполнены Пролог и Скачки из балета «Анна Каренина» Р. Щедрина в обработке М. Плетнёва, четыре песни Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой», «Послание любви», «Приют» и «Форель» в транскрипции Ф. Листа, а также «Andante maestoso» из концертной сюиты «Щелкунчик» П.И. Чайковского – М. Плетнёва.

    Доминирование в программе обработок крупнейших пианистов придавало ей особую технологическую нагрузку, с которой пианистка легко справлялась. Однако, по моему мнению, личность Михаила Плетнёва, автора ряда транскрипций, иногда привносила несколько напоминающую «плетнёвскую» манеру в исполнение М. Шаманиной. Аргументом может послужить схожее во многих местах с Плетнёвским прочтением «Andante maestoso» из концертной сюиты «Щелкунчик» П.И. Чайковского – М. Плетнёва. Конечно, обработка, сделанная М. Плетнёвым, приспособленная для рук самого пианиста и отражающая присущие ему средства выразительности диктует его сугубо индивидуальную интерпретацию и другим пианистам. Отсюда, наверное, и замеченное мною сходство исполнения М. Шаманиной с автором обработки в характере игры, в лаконичности и собранности ее рук. Даже в местах, где душа требовала экспрессии и полета от исполнителя, была слышна сдержанность и некоторая холодность. Если такая трактовка присуща М. Плетнёву, возникает вопрос, насколько близка она самой Марии? Никому не навязывая своего мнения, признаюсь, что интерпретация этого сочинения мне показалась наименее удачной в сольном концерте пианистки.

    Гораздо убедительней прозвучала Большая соната соч.37 G-dur П.И. Чайковского. Известно, что столь крупное и значительное по широте и замыслу произведение не нравилось самому композитору. В одном из писем Н.Ф. Мекк, где композитор высоко оценил исполнение этого сочинения пианистом Николаем Григорьевичем Рубинштейном, Чайковский писал: «Я был просто поражен художественностью и изумительной силой, с которыми он играет эту несколько сухую и сложную вещь». Как слушатель, уверена: пианистке вполне удалось воплотить сложную содержательность драматургии произведения. А мастерская передача Марией образно-эмоциональной экспозиции первой части сонаты Moderato e risoluto, в которой можно услышать три динамических волны, и вовсе «вывернула душу наизнанку».

    В исполнении фрагментов из балета «Анна Каренина» Р. Щедрина в обработке М. Плетнева особая трактовка произведения пианисткой ещё ярче подчеркнула свойственную ему колористичность.

    Однако полностью раскрыло возможности М. Шаманиной-пианистки, на мой взгляд, вдохновенное исполнение известных сочинений Ф. Шуберта в транскрипции Ф. Листа. Хрустальные переливы арпеджио, прозрачный глинкински отчётливый звук придавали виртуозному пианизму Марии ощущение удивительного полёта. Это было её царство, её мир!

    Выпускница минусинской музыкальной школы, Мария Шаманина, выросла в Новосибирской консерватории в яркую концертирующую пианистку, приобрела заслуженную известность не только в России, но и во Франции, где она с успехом выступала в прошлом году. И это только начало карьеры талантливого исполнителя…

    Пожелаем Марии Шаманиной новых успешных программ и прочтений!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки