Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирская консерватория: на перекрестье культур" №1 (30), Январь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_30/?page=search

     
    V Сибирские сезоны

    Ванчугов А.

    «Три истории»

    Ванчугов Антон

    студент III курса ТКФ

     


    Не так давно, хотя с другой стороны, уже 15 лет назад, человечество открыло для себя новую страницу истории. Как это часто бывает, переход из одной календарной эпохи в другую преподнёс наплыв эмоций и суеверий, суждений и воспоминаний. Человек в такие моменты всегда стремится осмыслить прошлое, чтобы понять настоящее и предчувствовать будущее. Ничто иное в мире, кроме искусства, не несёт в себе отпечаток всего случившегося и предстоящего. За это его представителей очень часто любят и ругают, возвышают и изничтожают… Что же век грядущий нам готовит?

    Зачастую самое новое кроется в хорошо забытом старом, но случаются и откровения. Неважно как скоро это новое распространяется повсеместно, важно лишь то, что свежесть дуновения обязательно проникнет везде, где есть маленький огонёк творчества, поиска, открытия. Так можно сказать о состоявшемся событии – премьере видео-оперы «Три истории», имеющем всероссийский масштаб, событии, которое, на мой взгляд, должно стать вехой в осмыслении целого нового пласта культуры.

    Разрешите представить: Стив Райх и Берил Корот, имена широко известные в мире, наконец, прозвучавшие в России, и, что особенно почётно для нас, – в Новосибирске. Райх – один из лидеров второго поколения музыкального минимализма, давно работает в международных проектах, и видео-опера, представленная сибирской публике, не стала исключением из этой практики. «Три истории» – удивительная трилогия, создававшаяся на протяжении 5 лет и вобравшая в себя переживания и осмысления проблем и потрясений XX столетия. В 1998 году по заказу Венской оперы Берил Корот приступила к монтировке «документального музыкального видео-театра», –так называется в авторском осмыслении видео ряд, несущий особую визуальную нагрузку. В целом созданная как эксперимент опера основывается на сюжете трёх реальных фактов, запавших в сознание западного человека. Дирижабль, атомная бомба и генная инженерия получили эмблематичные названия и временные переадресации к разным периодам истории ХХ века.

    «Гинденбург», символ фашисткой Германии, в 1937 году проплыл по небу Европы, пересек Атлантику и рухнул, объятый пламенем, в Нью-Джерси, как и спустя 8 лет режим, создавший его. Райх видит в этом событии прямое предзнаменование.

    Ещё одна борьба за мировое господство раскрыта в «Бикини», в сюжете об архипелаге, уничтоженном США в 1952 году во время испытаний самого страшного оружия на земле. Важна авторская оценка случившегося как нарушения прав человека и природы мироздания.

    Удручающую картину всё большего человеческого эгоцентризма рисует сюжет об овечке «Долли», где генетика и робототехника загоняют весь прогресс в состояние машинного осознания всего сущего.

    Истории раскрываются за счёт уникального языка. Это музыка живого оркестра, текстовое выражение смысловой линии, видео ряд из документальной кинохроники и дорожка разнообразных семплов, иногда ритмических, иногда шумовых, а иногда и состоящая из реплик героев с экрана. Ещё существует пятый элемент действа, который скрыт от зрителя. Пожалуй, он самый значимый для синхронной передачи всего происходящего. У каждого оркестранта, включая дирижёра, есть маленький наушник, в котором поддерживается общий ритм, позволяющий всей многоканальной системе звучать. Именно это техническое устройство является наиболее сложным и требующим немалого мастерства в его использовании.

    Знаменательно для Новосибирской премьеры то обстоятельство, что 10 оркестрантов и 5 вокалистов, задействованные в постановке, являются студентами, недавними выпускниками, и преподавателями Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Именно в консерватории консолидируется уникальная и передовая ЛАБОРАТОРИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ под управлением Сергея Шебалина и Елены Рудзей. Музыканты, работающие уже 5 лет, исполнили 11 мировых и около 20 всероссийских премьер, записали уникальный диск из сочинений Аскольда Мурова и инициировали большое количество резонансных проектов. Именно с их лёгкой руки появился Международный фестиваль современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ», в рамках которого и состоялась премьера.

    5 ноября 2015 года в Государственном концертном зале имени А. Каца произошло событие долгожданное, потому что, по сути, работа над постановкой началась ещё в 2004 году. Тогда, еще в студенческой среде общения Михаил Бакуменко, сегодня один из главных авторов премьеры, открыл для себя Стива Райха и раздобыл уникальную партитуру только завершённой оперы. Спустя 7 лет, на площадке возле ККК «Победа» в рамках Международного молодёжного инновационного форума «Интерра-2011» прозвучала I часть видео-оперы. Наконец, сегодня, воплотив все задумки композитора и видео-художника, стала возможной постановка полной версии.

    Стоит отдельно сказать о требованиях жанра и уникальной его специфике. По сути, авторская хроникальная опера закладывает в себе точно переданное значение фактов, связей и форм, изложенных в ней. Авторскому замыслу и происходит полное подчинение сценического процесса, что исключает вмешательство режиссёрского театра, который оперирует сейчас в постановках классической оперы. Отсутствие какой-либо декоративной и костюмированной составляющей действия сосредотачивает внимание зрителей на визуальном ряде, который поддерживается звуковым комплексом. Жёсткий фиксированный состав оркестра и вокальной группы, также сказываются на сценическом расположении. Таким образом, мы можем судить о новом явлении – жанре музыкального театра, огражденного от режиссёрской интерпретации. В свете постановок последних лет данное явление видится актуальным и важным для будущего музыкально-театрального искусства.

    Очертив составляющие и акценты постановки, обратим внимание на музыкальную сторону. Некоторым минусом можно считать сценическую отстранённость оркестрантов от видео ряда. Своеобразная независимость живого звучания и смещение приоритетов на семплы привносят совершенно новое ощущение музыки. При этом интересно, что сам музыкальный язык оперы выдержанный в строгой минималистической манере, насыщенной шумами и элементами различного происхождения не вызывает диссонирующего ощущения и со временем ощущается в полной гармонии.

    Структура композиции, как общеизвестно, состоит из паттернов, простейших звуковысотных и ритмических формул, ячеек, моделей. Они взаимодействуют в рамках живого звучания и семпльного. Основа всего действа сосредотачивается в полипластовости ритмов. Ритм царит в каждой из частей видео-оперы. В «Гинденбурге» урбанистическая и конструктивная суть раскрывается перезвоном и постоянным гулом летящего дирижабля. «Бикини» беспрерывно сопровождает метроном, как знамение обратного отсчёта до страшного суда. Машиноподобность «Долли» фиксируется в зацикливании словесных формул и отдельных слов. По своей природе это очень мощное средство воздействия на психологическое восприятие.

    Стоит отметить, что ритм закладывается в звучании виброфонов, фортепиано, ударной установки, а также в вокальных партиях. Интересная трактовка каждого инструмента приводит к разрастанию звучания и его красочности. Например, фортепиано звучит в аккордовой фактуре и очень часто дополняет краску вибрафона.

    Говоря о вокале этого произведения, необходимо вспомнить идею интонирования и ритмизированного изложения слова, идущую от опытов А.С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Райх и Корот доводят этот элемент до потрясающего интонационно-выразительного, точного эффекта. Вокалисты на сцене и реплики с экрана пребывают в «живом» ритме и детально сопровождаются инструментальной интонацией.

    Но интонация, пожалуй, всё же уступает ритму в этом звучащем комплексе. Вокальная партия наделяется ходами, укладывающимися в тетрахорд с увеличенной секундой, в контексте паттернов она варьируется ритмически. Квартет струнных инструментов остаётся едва слышным и выполняет функцию оттенения, в редких затишьях, ударной группы. Самая яркая остановка эмансипированного ритма высвечивается струнными в момент испытания атомной бомбы. Контраст самого трагичного события видео-оперы и самого мелодичного звучания завораживает и заставляет задуматься о сущем в окружающем нас мире.

    Размышления о прогрессе и его побочных эффектах проходят главным смысловым лейтмотивом сочинения. С первой минуты мы видим ужасы и трагедии технической несовершенности, влекущей губительные последствия для самих создателей. Превосходство одного народа, бесконечная борьба за землю и ресурсы неуклонно ведёт к гибели самой планеты и всего живого. Неконтролируемая погоня за усовершенствованием простого быта приводит к механизации всех процессов, превращают человека в компьютер, и делает его рабом своих собственных технологий. Запоминающаяся зацикленная цитата из речи учёного в третьей части оперы «machine» – апофеоз эволюции XX века. «Куда же мы идём?», – задаются вопросом Стив Райх и Берил Корот в последнем кадре, где общаются робот и его создатель. Всё ведёт к контексту некоего апокалипсиса, который постоянно подчёркивается отсылкой к Библии. На протяжении второй и третьей части постоянно звучат, параллельно с документальным контекстом, смысловые и текстуальные отсылки к псалмам из разных глав, доказывающие порочность действий современного человека!

    В продолжение разговора о смыслах всего сочинения необходимо сказать о не понимании человечеством своего ненасыщаемого стремления покорить природу, все стихии и эволюцию. Искусство несёт в себе главную, эстетико-культурную ценность общества. Оно пытается предостеречь и привлечь внимание мира к проблемам, касающимся всех и каждого. В искусстве погружение в проблематику всегда раскрывается особенно остро, но, к сожалению, и оно не способно решить проблемы цивилизационного порядка. Гуманизм и его исчерпание – вот что хотят донести до слушателя авторы видео-оперы.

    Премьера, безусловно, удалась! Немного опечалило лишь количество зрителей, видевших это поразительное действо. Чуть больше половины концертного зала имени А. Каца было заполнено, и, что ещё огорчительней: слушателей, не связанных с консерваторией, оказалось мало. С другой стороны, можно порадоваться сплочённости консерваторского содружества, искренне интересующегося творчеством коллег и их достижениями. Обобщая, скажем так: публика наслаждалась всем происходящим!

    Так что же нам предстоит построить впереди? Ответ узнают только последующие поколения. Очень важно, что бы они помнили о ценностях, которые были перечёркнуты прогрессом XX века.

    Об этом заставляют задуматься «Три истории»…

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки