«Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земли моё
Кому-нибудь любезное бытиё:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах; как знать? Душа моя
Окажется с душой его в сношенье,
И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.»
(1828)
Автором этих судьбоносных в своей жизни строк является выдающийся русский поэт, Е.А. Баратынский, стихотворение которого стало эпиграфом для авторского концерта Ю.П. Юкечева. Открыв концерт поэтической преамбулой, ведущий – композитор признался, что в Малом зале Новосибирской консерватории его авторский концерт исполняется первый раз за сорок пять лет творческой жизни. Анонсирование авторского концерта Ю.П. Юкечева, состоявшегося 16 декабря в Малом зале, было связано с тем, что именно в условиях этого зала оказалось возможным создать технические условия для новой экспериментальной программы Юрия Павловича: затемнённое пространство нужно было для экспериментального жанра «фотоновеллы» композитора.
Как известно Ю.П. Юкечев принадлежит к числу крупнейших сибирских композиторов нашего времени. Юрий Павлович является автором более трёхсот опусов, прославлен как превосходный импровизатор академической и джазовой музыки, авторитетный педагог, выпустивший немало талантливых учеников. На концерте были представлены сочинения разных периодов его творчества. Концерт состоял из двух отделений. Поскольку, как признался сам композитор, излюбленным жанром в его творчестве стал камерно-инструментальный жанр, в программу входили его ансамблевые сочинения, а так же сольное исполнение.
Первым номером прозвучала баллада для кларнета соло в исполнении лауреата Всероссийских и Международных конкурсов, доцента кафедры духовых и ударных инструментов М. В. Аунс. Маргарита Владимировна является первой и единственной исполнительницей произведения. С этим жанром композитор работает не впервые, в жанре баллады у него есть пьеса под названием «Старинная баллада» для саксофона. В сравнении с этой балладой, которая решена в классико-романтических традициях, в балладе для кларнета можно усмотреть и авангардные приёмы работы. Сочинение с первых же тактов захватывает внимание слушателя своим пронизывающим «крикливым» звуком. В экспозиционном разделе средняя тема состоит из комбинаций пяти звуков, которая претерпевает несколько преобразований: от разряжения до вычленения. При прослушивании комбинаторно-вариационной техники композитора в моём представлении невольно возник белый фон, на котором две черные геометрические простые линии, изгибаясь, образуют ассиметричную композицию.
Вторым номером в авторском концерте прозвучало Трио №2 «Памяти И.И. Соллертинского». Необычное Трио, решённое в блюзово-джазовых тонах, имеет фугированную форму. Тема, несколько раз прозвучав у инструментов, трансформируясь, размывается в сонорных пластах фортепианной партии. По рассказам композитора, первым исполнителем этого произведения было Трио Новосибирской консерватории, образованное в 1969 году: в составе знаменитого сибирского ансамбля играли такие выдающиеся музыканты как Виктор Минасян (скрипка), Марк Шавинер (рояль), Игорь Бялый (виолончель). Его участник, В.М. Минасян, ныне профессор, заведующий кафедрой камерной музыки НГК и дирижёр студенческого симфонического оркестра, передал опыт исполнения музыки П.Ю. Юкечева своим ученикам. Трио достойно было исполнено молодым поколением – талантливым творческим коллективом в состав которого вошли: Анита Лахина (скрипка), Павел Дашкин (виолончель), Иван Калатай (фортепиано).
Во втором отделении прозвучали музыкальные фотоновеллы «Толедо (по следам Эль Греко)» и «Венская мозаика» (рождение вальса).
Фотоновеллами называют серию аудиовизуальных композиций, сопрягаемых с музыкальными. Новый жанр в творчестве Ю.П. Юкечева появляется в 2006 году. Создавая серию аудиовизуальных композиций, композитор выступает не только в роли собственно композитора, но и фотохудожника. Такой синтез двух главных компонентов в произведениях вызвал разную реакцию слушателей некоторой спорностью сочетания фоторяда с музыкальным (порой казалось, что одно не вполне соответствовало другому). Однако следует отметить, что подобные синтетические искания новосибирского композитора находятся вполне в русле современных тенденций мирового композиторского творчества.
|