Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Новосибирская консерватория: на перекрестье культур" №1 (30), Январь 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_30/?page=search

     
    Концерты

    Есембаева И.

    «Музыкальный супрематизм – как апперцепция бессознательного»: на авторском концерте Ю.П. Юкечева»

    Есембаева Индира

    студентка IV курса ТКФ

     


    «Мой дар убог, и голос мой негромок,
    Но я живу, и на земли моё
    Кому-нибудь любезное бытиё:
    Его найдёт далёкий мой потомок
    В моих стихах; как знать? Душа моя
    Окажется с душой его в сношенье,
    И как нашёл я друга в поколенье,
    Читателя найду в потомстве я.»
    (1828)

    Автором этих судьбоносных в своей жизни строк является выдающийся русский поэт, Е.А. Баратынский, стихотворение которого стало эпиграфом для авторского концерта Ю.П. Юкечева. Открыв концерт поэтической преамбулой, ведущий – композитор признался, что в Малом зале Новосибирской консерватории его авторский концерт исполняется первый раз за сорок пять лет творческой жизни. Анонсирование авторского концерта Ю.П. Юкечева, состоявшегося 16 декабря в Малом зале, было связано с тем, что именно в условиях этого зала оказалось возможным создать технические условия для новой экспериментальной программы Юрия Павловича: затемнённое пространство нужно было для экспериментального жанра «фотоновеллы» композитора.

    Как известно Ю.П. Юкечев принадлежит к числу крупнейших сибирских композиторов нашего времени. Юрий Павлович является автором более трёхсот опусов, прославлен как превосходный импровизатор академической и джазовой музыки, авторитетный педагог, выпустивший немало талантливых учеников. На концерте были представлены сочинения разных периодов его творчества. Концерт состоял из двух отделений. Поскольку, как признался сам композитор, излюбленным жанром в его творчестве стал камерно-инструментальный жанр, в программу входили его ансамблевые сочинения, а так же сольное исполнение.

    Первым номером прозвучала баллада для кларнета соло в исполнении лауреата Всероссийских и Международных конкурсов, доцента кафедры духовых и ударных инструментов М. В. Аунс. Маргарита Владимировна является первой и единственной исполнительницей произведения. С этим жанром композитор работает не впервые, в жанре баллады у него есть пьеса под названием «Старинная баллада» для саксофона. В сравнении с этой балладой, которая решена в классико-романтических традициях, в балладе для кларнета можно усмотреть и авангардные приёмы работы. Сочинение с первых же тактов захватывает внимание слушателя своим пронизывающим «крикливым» звуком. В экспозиционном разделе средняя тема состоит из комбинаций пяти звуков, которая претерпевает несколько преобразований: от разряжения до вычленения. При прослушивании комбинаторно-вариационной техники композитора в моём представлении невольно возник белый фон, на котором две черные геометрические простые линии, изгибаясь, образуют ассиметричную композицию.

    Вторым номером в авторском концерте прозвучало Трио №2 «Памяти И.И. Соллертинского». Необычное Трио, решённое в блюзово-джазовых тонах, имеет фугированную форму. Тема, несколько раз прозвучав у инструментов, трансформируясь, размывается в сонорных пластах фортепианной партии. По рассказам композитора, первым исполнителем этого произведения было Трио Новосибирской консерватории, образованное в 1969 году: в составе знаменитого сибирского ансамбля играли такие выдающиеся музыканты как Виктор Минасян (скрипка), Марк Шавинер (рояль), Игорь Бялый (виолончель). Его участник, В.М. Минасян, ныне профессор, заведующий кафедрой камерной музыки НГК и дирижёр студенческого симфонического оркестра, передал опыт исполнения музыки П.Ю. Юкечева своим ученикам. Трио достойно было исполнено молодым поколением – талантливым творческим коллективом в состав которого вошли: Анита Лахина (скрипка), Павел Дашкин (виолончель), Иван Калатай (фортепиано).

    Во втором отделении прозвучали музыкальные фотоновеллы «Толедо (по следам Эль Греко)» и «Венская мозаика» (рождение вальса).

    Фотоновеллами называют серию аудиовизуальных композиций, сопрягаемых с музыкальными. Новый жанр в творчестве Ю.П. Юкечева появляется в 2006 году. Создавая серию аудиовизуальных композиций, композитор выступает не только в роли собственно композитора, но и фотохудожника. Такой синтез двух главных компонентов в произведениях вызвал разную реакцию слушателей некоторой спорностью сочетания фоторяда с музыкальным (порой казалось, что одно не вполне соответствовало другому). Однако следует отметить, что подобные синтетические искания новосибирского композитора находятся вполне в русле современных тенденций мирового композиторского творчества.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки