Вечер восьмого апреля порадовал новосибирцев необычным концертом – «Классика и современность». Название может и не предвещало ничего необычного, как и его содержание, но в этот день эстонский дирижер Андрес Мустонен представил новые интерпретации Шостаковича и Бетховена. Также состоялась мировая премьера А. Раскатова – Концерт в 4-х частях для скрипки с оркестром «…ex oriente lux…» («…с востока свет…»).
В первом отделении прозвучал Концерт №1 для виолончели с оркестром ми-бемоль мажор Д. Шостаковича. Первая часть показалась на слух рыхлой, вязкой в ней не было четкой тембровой дифференциации в оркестре, а также гармоничного ансамбля с солистом. Но последующие части (2, 3, 4) прозвучали намного лучше и качественнее. Думаю, в этом и была интерпретация Мустонина.
Весьма интересной и ожидаемой стала премьера, которая также прозвучала в первом отделении. В брошюре было приведено автором произведения следующее: «В Концерте четыре части, “распадающиеся” по принципу три плюс одна. В первых трех частях я хотел выразить ощущение огромного пространства, где переплетаются голоса травы, воды, птиц. Четвертая часть – почти по символике Павла Флоренского – противостоит этой триаде: ее надо рассматривать как попытку достижения этого идеального пространства: скорее тоска по «потерянному раю», чем его достижение. Солирующая скрипка для меня – голос природы, и все приемы звукоизвлечения этому подчинены. Концерт посвящен Вадиму Репину». Эта небольшая наводка на представление об этом произведении, помогла многим слушателям понять музыку композитора XX века. Но, также, у многих присутствовавших в зале сложился и другой образ. Это образ человека, борющегося со своими проблемами и современным ему потоком информации. Не совсем была понятна форма, в которой написал свое сочинение А. Раскатов.
На творческой встрече с композитором мы хотели узнать больше об его прогремевшей с успехом в Новосибирске премьере, но, к сожалению, композитор как правило уклонялся от вопросов в сторону своих биографических данных. Наверное, ему пока не хотелось раскрывать некоторые особенности. Эта задача будет стоять перед музыковедами, занимающимися творчеством современных композиторов. А пока что мы останемся с прекрасными впечатлениями от блестяще исполненной партии солирующей скрипки – великолепным Вадимом Репиным и руководящего симфоническим оркестром им. А. Каца, харизматичного дирижера – Андреса Мустонена.
После впечатляющего первого отделения во втором прозвучала всем известная и у каждого новосибирца, наверное, на слуху – Пятая симфония Бетховена. Но она также была интерпретирована дирижером в ином ключе. Симфония звучала в более подвижном темпе, выдержанные паузы местами сменялись резким переходом к последующей музыкальной мысли. Весьма интересный подход к произведению. А тем временем концерт подошел к концу и нас впереди ожидают еще несколько грандиозных встреч и концертов.
|