Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Музыкальная журналистика как призвание" №1 (42), Январь 2019 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Конкурсы

    Вокальный конкурс – мозговая стимуляция

    Зайцева Ирина

    студентка III курса ТКФ

     


    Что должен чувствовать слушатель, приходящий на конкурс? Должен ли вообще быть слушателем на конкурсах?

    Первый открытый межрегиональный конкурс вокалистов. 21 февраля, 10.00 утра. За окном весна явно пытается вытеснить и прогнать зиму, люди вязнут в рыхлом, мокром снегу, пока дойдешь до нужного здания весь выпачкаешься, напреодолеваешься стихийных препятствий, сто раз подумаешь о том, стоило ли надевать шапку или же надо было отдать предпочтение легкомысленному настроению, пробуждающейся весенней энергии? Мимо проплывают фигуры, а ты открываешь большие деревянные двери. Вот уже поднимаешься из гардероба, понимая, что явно опоздал на начало прослушивания, а внутри скрупулезность тебе говорит: «Ты из-за своей несобранности пропустил наверняка характерного и яркого вокалиста, его уж точно стоило послушать». Потихоньку переживая, все же находишь Большой зал. Стоишь. Опоздал. «Ничего, сейчас я зайду, самое главное найти подходящее место для слушания, и успеть уловить все, что только можно в исполнении», – мысль обнадеживает. Тихим шагом проходишь, садишься. Всё, на месте. В зале человек шесть слушателей. Кто они? Профессиональные вокалисты или просто знакомые участников? Несколько человек, явно погруженных больше остальных, но и спокойнее, – жюри. Итак, слушаю...

    Вот он первый услышанный мною конкурсант – Людмила Борисова. Поет «Колыбельную» М. Регера. А тебе надо не просто слушать, а что-то записать, да еще постараться, чтобы интересно было всем. «Голос. Так… нежный». Ждешь какой-то яркой запоминающейся черты, но кроме как «нежность», ничего и не примечается. Второе и третье произведения, соответственно – Вальс Мюзетты из оперы Дж. Пуччини «Богема» и русская народная песня «По сеничкам Дуняшенька гуляла», явно дали раскрыться голосу. Голос заструился, хлынул волевой поток, артистизм, харизма. Но верха идут сложно. В зале, увы, по-прежнему пусто...

    Второй участник, Роман Власенков, исполнял арию Роберта из оперы П.И. Чайковского «Иоланта», «Вернись в Соренто» Э. де Куртиса и русскую народную песню «Всю-то я вселенную проехал». С первых же звуков почему-то внимание к себе приковал не юноша, а его концертмейстер – Светлана Ермакова – небольшого роста девушка с маленькой ручкой, разрушитель стереотипов. «Рояль должен звучать» – думаешь про себя, – «Но как? Силенок не хватит, да и однообразно, наверное, будет». Но! С первых звуков – блеск, искры в глаза, какие переливы звуков, какие характеры: целые звуковые сказки по белым и черным. Тут тебе и мягкое пианиссимо, явно личное, и патетическое форте, и мощные аккорды, и тонкая одинокая мелодия, и главное – рояль поет. А про конкурсанта только и вспомнится, что хорошая дикция, «низы», но слабые позиционные переходы, суховатый баритон и слишком мало образности. Бросаешь взгляд в зал: кто-то кивает в такт музыке, кто-то ждет, когда закончится выступление, чтобы выйти из зала, а кто-то посматривает в сторону окна или больших полотен-картин на стенах.

    Следующий участник – Эльвира Докулак, исполняет так же три произведения, но особое внимание приковывает одно. А сам мысленно предвкушаешь: «Владимир Тока «Раздумье». Должно быть что-то интересное, и как хорошо, что на сцене остался тот же концертмейстер – уж она точно сможет погрузить нас в нужное состояние». Чистый голос, ненавязчивый. Вокалистка, концертмейстер и произведение сливаются в одно целое, мы не можем отделить, отчленить одного от другого, они создали пространство музыки, которое на нас воздействует, постепенно. Мы все очутились в хрупком мире, все замерли… Это было стопроцентное попадание. В голове сразу возникают вопросы: почему у одних исполнителей звучит гармонично, как у Эльвиры Докулак, а у других нет, хотя все поют профессионально? Многие бы ответили, что нужна душа, нужно петь сердцем или что нужно быть образованным человеком, развитой личностью. А что, если ты это все видишь в исполнителе, и как он старается, вживается, и как чувственно откидывает голову, как скользит рукой по воздушной глади, и как пронзительно смотрит в пространство, но великого таинства не происходит? Увы, и так бывает.

    После этого были участники с красивыми тембрами. У одной, Елены Жахаловой – звенящий голос Снегурочки; у другой, Нины Исайкиной – бархатное сопрано. И диапазон широкий, и сила звука контролируется и все ровненько, четко, без ошибок. Но после «Раздумья» понимаешь, что они не полностью выражают себя в музыке, точнее, не погружают нас в музыку, нет больше той мистики, зал равнодушен. Этот страх переступить через барьер своего потенциала, страх быть другим, страх не понравиться жюри, страх ошибиться – это все, что мы, перфекционисты, превращаем в средние результаты, в отвлеченное внимание жюри, в рассеянных слушателей, мы превращаем свою деятельность в скуку, которая в итоге, кроме нас самих никому не нужна.

    Дальше было хлеще – угловатая вокалистка, проблемы с интонированием, с интерпретацией, и концертмейстер (мужчина!), у которого стучит педаль (?!). Тут уже мыслей о высоком и о наслаждении искусством быть не могло. Зал погрузился в ожидание.

    Да, кстати, стоит отметить, что все, кто выступал в этой группе, сами педагоги. Однако если человек, называющийся профессионалом, на самом деле любитель с образованием, то какое мастерство сможет он передавать своим ученикам? Вопросы, вопросы, вопросы… За окном по-прежнему борьба стихий, в зале по-прежнему пусто, очередной вокалист спускается с конкурсного конвейера.

    Как слушатель, я поняла, что слушать мы приходим, чтобы найти для себя вопросы. И каждый находит свои. Музыка дает толчок фантазии слушателя, и это прекрасно! Каждый концерт, каждый конкурс – стимулятор для мозга и творчества. Получив свой стимулятор, я отправилась дальше вязнуть в рыхлом снегу среди проходящих фигур.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2019 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки