Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Музыкальная журналистика как призвание" №1 (42), Январь 2019 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



     
    Академия Арт-журналистики

    «Это время не может кончиться…» творческая встреча с А. Раскатовым

    Самойленко Анна

    студентка III курса

     


    9 апреля 2019 года в Новосибирске состоялась творческая встреча с композитором Александром Раскатовым, написавшем скрипичный концерт по заказу Вадима Репина специально для VI Транссибирского Арт-Фестиваля.

    Ходить на творческие встречи всегда очень волнительно, ведь в твоей голове уже имеется сформированный образ человека, и хочется, чтобы он был именно таким, но очень часто наши ожидания разбиваются о реальность. Александр Раскатов сломал наши примитивные представления о нем и оказался удивительной личностью.

    Творческая встреча, которую вел Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», проходила в очень непринужденной обстановке, нам всем казалось, что мы присутствовали за чайной беседой у композитора дома. Раскатов не боялся выражать свои порой очень смелые и одновременно глубокие мысли, и много на что открыл глаза.

    Композитор свободно владеет четырьмя языками (русский, немецкий, английский, французский), и начиная с 90-х годов прошлого столетия проживает во Франции, что естественно оказывает влияние на его композиторское творчество. Западная музыкальная культура, по его словам, находится в технической стагнации, она замкнута внутри себя самой. Поэтому, когда Репин предложил ему написать скрипичный концерт, это был глоток свежего воздуха. В концерте открыто слышится интерес к ориентальным течениям и это не случайно. «Раскрепощенность мышления идет с Востока» - говорит нам Раскатов. В современном мире композитор - дитя всей планеты, из-за активного технического прогресса сейчас не составляет труда в короткое время добраться из одной части земного шара в другую, что дает большие возможности для поиска композиторской мысли. Синтез культур – это и есть проявление толерантности, когда нет главных и второстепенных народов, а есть народы равные. У людей есть тяга что-то узнать, их культура требует освежения, вот почему они и обращаются к другой культуре.

    Вся музыка – это денежная валюта Евро, форма, которая обязательна для всех. В свое время Пьер Булез ввел меры того, что должно быть написано композитором, а что не должно, европейские школы и сейчас этому учат, в них правит схоластика, и вы не сможете отличить немецкую музыку, от французской или итальянской. Любой композитор, если хочет, чтобы его исполняли, то обязан подчиняться этим правилам. «Я себя чувствую океанской рыбой, которую запустили поплавать в ванную» – говорит композитор. Эта программность ощущается в его скрипичном концерте, итогом которого становится финал несогласия с тем, что было до этого, чувствуется «тревога, как будто ты что-то потерял во сне». Автор признался, что его концерт написан от 1-го лица.

    Многих людей, даже самих композиторов волнует вопрос: что первее – музыка или замысел? Раскатов дал уверенный ответ, что если и есть замысел, то ты никогда не можешь быть в уверен в том, какой будет финал, «в какой-то момент музыка начинает диктовать, что писать дальше».

    В этом смысле очень неопределенное положение занимает музыка минималистов. В ней простейшие ячейки все время повторяются и как такового развития музыки нет, нет и ее начала или конца, она как бы находится вне пространства и времени, сложно понять есть ли вообще замысел у повторения примитивных мелодико-ритмических формул, а что первее здесь: идея или музыка? Касательно этого вопроса можно вспомнить рассуждения Раскатова о замкнутости музыкальной культуры и о новом приеме, который дает глоток свежести. Для времени, когда возник минимализм, во второй половине 1960-х в Америке, в период, когда музыкальная культура была пресыщена чересчур усложненным языком, простейшие музыкальные обороты и техника письма минималистов были органичной реакцией на это. Но дело обстоит и вот в чем, что этот метод у некоторых композиторов перестал быть творческим, и превратился в механическую игру. «Когда прием доводиться до абсурда – это перестает быть музыкой» – говорит Раскатов – «если это идет от внутреннего видения и чувствования мира, мы это почувствуем, если это идет от упрощения, то мы почувствуем и это».

    Творческая встреча закончилась на очень положительной ноте. Сейчас многих волнует вопрос: закончилось ли время композиторов? Ведь ученые изобретают программы для сочинения музыки компьютерами и, кажется, что человек для этого уже не нужен. «Это время не может кончиться, пока у нас есть мозг, уши и душа» – сказал композитор.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2019 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки