Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Пятьдесят пятый юбилейный…" №2 (15), Апрель 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_15/?page=search

     
    Юбилейные концерты:

    Шмелькова А.

    "Концерт новосибирских композиторов"

    Шмелькова Анастасия

    магистрант НГК

     


        Вечером 28 октября в рамках юбилея в Большом зале консерватории состоялся концерт из произведений известных композиторов Новосибирска.

        Хронологические рамки представленной программы имели свое начало в прошлом веке – вниманию слушателей были представлены сочинения мэтров кафедры композиции, замечательных композиторов, уже ушедших из жизни: Аскольда Мурова (Партита для фортепиано в трех частях, посвященная Б. Тищенко) и Георгия Иванова (Ария Алки из оперы «Алкина песня»).

        Из произведений профессоров кафедры – композиторов нынешнего старшего поколения, также уже прославленных и даже имеющих популярность за рубежом, прозвучали Соната для кларнета соло Юрия Юкечева, Струнный квартет №2 Нгуена Лантуата и Ave Maria для органа Сергея Тосина.

        Кларнетовая соната Ю. Юкечева была написана еще в 1973 году, но до сих пор не утратила своего «свежего» звучания. Произведение посвящено Михаилу Глузману – кларнетисту, игравшему в филармоническом оркестре при Арнольде Каце. Именно на этого исполнителя была рассчитана виртуозная и технически очень непростая Соната. Михаил Глузман записал произведение на радио. Кроме того, Соната опубликована в сборнике советских композиторов для кларнета соло. Структура сонаты традиционная трехчастная, при этом 1 часть – Экспромт – носит характер интродукции и звучит, по словам композитора, словно вихрь; 2 часть – драматичный Ноктюрн, 3 – Бурлеск, выполняющий роль токкатного финала. Сонатность, как композиционная идея, объединяет все три части, благодаря ей произведение звучит на одном дыхании. Как отмечает Ю. Юкечев, это самая компактная из его сонат. Трактовку нынешней исполнительницы, которая немало раз успешно исполняла произведение для различной публики, – Маргариты Аунс, – композитор оценивает очень высоко, подчеркивая, что, несмотря на некоторую самостоятельность интерпретации, она его убеждает, кларнетистка «играет музыку как свою».

        Струнный квартет Нгуена Лантуата имеет заголовок «Молитва». Сочинение написано в сентябре прошлого года для Х съезда Союза композиторов России, который состоялся в декабре 2010 г. Произведение имело успех у публики. Кроме того, буквально несколько дней назад оно исполнялось на Х международном фестивале новой музыки «Европа-Азия» в Казани. Звучание квартета является в некотором роде отражением буддистской молитвы. В необычную атмосферу погружает уже начало произведения – стук по корпусу виолончели и игра струнных без вибрато, отсылающее восприятие к богослужению восточных храмов. Вся ткань сочинения пронизана сонорными эффектами.

        Среди произведений, ориентированных на авангардный музыкальный язык, свежо прозвучало «Ave Maria» для органа Сергея Тосина. Несмотря на упрощенность и традиционность языка, стилевые параллели с шубертовской и бахо-гуновской версией, произведение очень светлое, лиричное и хорошо ложится на слух, не отпугивая своей простотой.

        Более молодые композиторы – Андрей Попов и Елена Демидова – также представили свои сочинения. Произведение Елены Демидовой – «Страдания» для скрипки и фортепиано – в своей основе имеет постепенное усложнение и экспрессизацию изначально диатоничного музыкального языка. «Дуэт» Андрея Попова для домры и фортепиано – самое свежее сочинение нынешнего концерта, еще находящееся в работе (прозвучала только первая часть, вторая – в процессе создания). Композиционная идея связана с квартовым строем домры, на основе которого строится вся гармоническая ткань. Изложение материала соответствует народному характеру инструмента, используется встречающаяся в фольклоре смена устоев, из обиходного звукоряда заимствована уменьшенная октава. В процессе звучания два партнера – фортепиано и домра – меняются ролями: у домры появляются не совсем русские интонации, пианист же в конце имитирует звучание гуслей игрой на струнах рояля. По словам композитора, стиль музыкального материала в данной части направлен «от русского через академический в более авангардный, сонорный».

        Концерт показал различные манеры композиторского письма новосибирских авторов и позволил надеяться, что в будущем у наших мастеров появиться еще немало интересных сочинений, созданных ищущей фантазией.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки