Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Пятьдесят пятый юбилейный…" №2 (15), Апрель 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_15/?page=search

     
    II Открытый региональный конкурс по композиции и импровизации:

    Мичков П.

    "Импровизируя на высоте"

    Мичков Павел

    аспирант НГК

     


        13-15 марта в г. Новокузнецке Кемеровской обл. состоялся Второй Открытый региональный конкурс по композиции и импровизации, организованный Новосибирской государственной консерваторией (академией) им. М.И. Глинки и Новокузнецким колледжем искусств.

        Когда речь идет о конкурсе, то, как правило, есть победители и побежденные. А если это творческое состязание? Да к тому же музыкальное? Тогда, на наш взгляд, важна не победа, а участие, потому что музыкальный конкурс – это всегда праздник, на котором можно н только продемонстрировать свое мастерство, но и дать свободу фантазии. Пожалуй, трудно оспорить тот факт, что наиболее широкие возможности для музыкального творчества предоставляются в композиторском искусстве и импровизации. Эти области открывают двери в глубины человеческой души, дают полную свободу самовыражению.

        В связи с этим особо примечательным является существование Открытого регионального конкурса по композиции и импровизации, который проходил с 13 по 15 марта в Новокузнецке. Совместный проект Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки и Новокузнецкого колледжа искусств в очередной раз вызвал волну интереса общественности к этому событию. Этот конкурс, впервые проводившийся в 2010 году, уже сейчас обладает своими поклонниками среди публики. Зал, в котором выступали участники, был полон, слушатели присутствовали на каждом из конкурсных заданий. Следует сказать несколько слов об организаторах этого конкурса. Инициаторами проведения мероприятия явились ректор Новосибирской государственной консерватории доктор искусствоведения профессор Константин Михайлович Курленя и директор Новокузнецкого колледжа искусств Элла Михайловна Гомберг. Замысел возник осенью 2009 года, в этот же период началась подготовка конкурсных заданий. Творческое соревнование проводилось в двух номинациях: «Композиция» и «Импровизация».

    Кристина Трубицына    Виды состязаний, увлекательные и новаторские, были составлены доцентом кафедры композиции Новосибирской государственной консерватории Андреем Владимировичем Поповым. Задачи, поставленные перед участниками конкурса, требовали от них не только широких знаний из области музыкальной формы, принципов работы с музыкальным материалом, но и, прежде всего, полета творческой фантазии, умения воплотить музыкальные образы и передать эмоциональное состояние с помощью музыки. Первый (отборочный) тур проводился в тех учреждениях, где обучаются участники. Конкурсанты, прошедшие во второй тур готовили домашнее задание, которое они представляли на суд жюри в концертном зале Новокузнецкого колледжа искусств.

        Некоторые задания, предложенные для выполнения, можно назвать традиционными для композиторских конкурсов. Такими являются сочинение музыкальной композиции в жанре миниатюры и тембровая викторина для композиторов, а также неподготовленная импровизация на заданную тему для участников в номинации «Импровизация». Но другим видам творческих задач, ставшим уже своеобразной визитной карточкой конкурса, это определение не подходит категорически. В то же время это одни из самых сложных заданий как для композиторов, так и для импровизаторов. Речь идет о двух конкурсных работах: композиторам необходимо сочинить музыку к мультфильму и смонтировать ее с видеоизображением, а импровизаторам – исполнить импровизацию к заданному видеоряду. Это задание носит одноименное название с профессией тапёра, получившей свое распространение в ХХ веке в эпоху немого кино.

    конкурсное задание Тапер    На этот раз композиторам был предложены мультфильмы, нарисованные детьми в детской киностудии «Поиск» (г. Новосибирск). Участники – Петр Мокряков (Алтайский государственный музыкальный колледж, г. Барнаул), Кристина Трубицына (Новокузнецкий колледж искусств) и Анна Овчинникова (ДХШ №52 им. Белоусовой г. Междуреченск) вполне справились с заданием, на выполнение которого отводилось около пяти часов. Музыкальные сочинения, оформлявшие мультфильмы оказались такими яркими, разными и интересными, что не остались без внимания слушателей, присутствовавших на презентации итоговых работ.

        В это время импровизаторы готовили свое не менее трудное задание. При словосочетании «немое кино» первым делом возникают ассоциации с образом выдающего английского актера Чарли Чаплина. Поэтому неудивительно, что конкурсантам были предложены фильмы именно с его участием. Фрагмент фильма «Собачья жизнь», в котором герой Чаплина спасает маленького пса от своры других собак, как видно пришелся по нраву участникам конкурса. Именно ему большинство конкурсантов отдали свое предпочтение, оставив в стороне другой фильм. Интересными, на наш взгляд, оказались импровизации Альберта Егле (ДМШ №16 г. Киселевск), Яны Шаповал (ДШИ №53 г. Новокузнецк), Кирилла Постнова (Новосибирская государственная консерватория) и Артура Филимонюка (Новосибирская государственная консерватория). Плеяду импровизаторов подготовил преподаватель Новокузнецкого колледжа искусств Лазарь Ефимович Александровский. Все участники показали достаточно высокий профессиональный уровень и (что немаловажно) свободно чувствовали себя на сцене перед публикой при выполнении этого задания. Задание «Тапёр» требует от музыканта большой собранности, концентрированности и в то же время широты творческой мысли. Здесь, по словам А.В. Попова, «человек импровизирует сразу, он не только помогает зрителю воспринять визуальную информацию, но и вкладывает в нее при помощи музыки свое собственное видение, заостряя внимание на определенных моментах».

    Семен Ильиных    Во время свободной импровизации на заданную тему публику буквально поразил своим выступлением самый юный участник конкурса Семен Ильиных (ДШИ №53 г. Новокузнецк). Он исполнял свои импровизации на синтезаторе, чутко ощущая ритмический рисунок мелодии. Выступление Семена не только услаждало слух, но и радовало глаз – артистичность конкурсанта была действительно на высоте.

        В заключение конкурса ребята представили вниманию слушателей концерт-импровизацию. Двое исполнителей на сцене (Артур Филимонюк, Кирилл Постнов) задавали тему и вступали в музыкальный диалог, импровизируя на инструментах. Затем к ним присоединялись и другие участники концерта. Таким образом, на сцене в разное время оказывалось различное количество исполнителей, которые свободно подхватывали импровизацию, чередовались между собой в солирующих партиях.

        За время проведения конкурсных состязаний ребята успели подружиться друг с другом. Они выступали на сцене различными составами, активно обсуждали вопросы современного исполнительского искусства.

    Импровизация в ансамбле

        Завершен творческий конкурс, окончен музыкальный праздник, принесший массу положительных впечатлений как участникам, так и слушателям.

    фото автора статьи

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки