Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Пятьдесят пятый юбилейный…" №2 (15), Апрель 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_15/?page=search

     
    Страницы истории консерватории:

    Шмелькова А.

    "Навстречу 100-летнему юбилею со дня рождения Лидии Мясниковой (1911-2005)"

    Шмелькова Анастасия

    студенкта IV курса ТКФ

     


        Имя Лидии Владимировны Мясниковой давно стало легендой для музыкальной культуры Новосибирска. Эта выдающаяся певица, чей талант был высоко ценим далеко за пределами Сибири, всю свою творческую судьбу посвятила именно нашему городу. Артистка, певшая вместе с Иваном Козловским, Алексеем Кривченей, Павлом Лисицианом выбрала местом для своей певческой карьеры молодой сибирский город

        Она вошла в труппу Новосибирского оперного театра в 1944 г. накануне его открытия, став одной из лучших и известных певиц; свои зрелые годы посвятила преподаванию в консерватории, выпустив большое количество талантливых учеников. Лидия Владимировна стала первой из музыкантов Сибири народной артисткой Советского Союза, народной артисткой России.

        НГАТОиБ, как известно, официально начал свою деятельность в 1945 году премьерой оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Изначально музыкальное руководство театра было в руках у высокоталантливых личностей – дирижера Исидора Зака, режиссера Наума Фрида, которые по заслугам оценили мастерство Лидии Мясниковой. Именно «на нее» была поставлена опера Ж. Бизе «Кармен», в роли главной героини которой и состоялся дебют певицы на новосибирской сцене 21 июля 1945 года.

        Солисткой Новосибирского оперного театра Лидия Владимировна являлась почти сорок лет – с 1944 по 1982 год. Первыми ее ролями, кроме Кармен, были: Одарка в «Запорожце за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, Полина в «Пиковой даме» П. Чайковского. Позже к ним прибавились Амнерис, партии в классических русских операх (Марина Мнишек, Любаша, Кончаковна, Солоха, Весна-Красна и другие). Положение певицы в театре сразу же определилось как ведущее; ее яркая индивидуальность, великолепный по красоте голос, отличная вокальная техника, актерское мастерство способствовали лидерству Л. Мясниковой в труппе.

        Первые два десятилетия после открытия – это своего рода «золотой век» Новосибирского театра. В этом велика была заслуга и Лидии Владимировны, ее расцвет пришелся именно на те самые годы. О величине мастерства певицы свидетельствует также и довольно быстрое официальное признание ее таланта: в 1951 году она получила звание заслуженной артистки РСФСР, в 1955 – народной артистки РСФСР, в 1960 – народной артистки Советского Союза.

        В 1968 году Л. В. Мясникова – профессор кафедры сольного пения в Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Педагогическую деятельность певица закончила в 1997 году, в возрасте 86 лет. Лидия Владимировна выпустила около 40 специалистов, которые успешно работают в театрах, филармониях, учебных заведениях России.

        Вокальный тембр Лидии Мясниковой, по отзывам современников, имел необыкновенную красоту. Его отличала широта диапазона, которая позволяла петь одинаково свободно как почти сопрановые, так и очень низкие по тесситуре партии. Голос певицы был поставлен от природы, к которой добавилась отличная школа. По замечанию И. Зака, «генеральную» линию дарования Мясниковой можно охарактеризовать как «трагическое меццо-сопрано», трагичность образов Лидии Владимировны подчеркивали и другие музыканты. Лучшие ее роли связаны с сильными, страстными характерами, имеющими драматичную судьбу (Кармен, Марфа, Любаша и т.д).

        Народная артистка РФ, заведующая кафедрой сольного пения НГК (академии) имени М.И. Глинки, профессор З.З. Диденко, неоднократно певшая в спектаклях Новосибирского оперного театра с Л.В. Мясниковой, вспоминает о ней, как о светоче оперы, эталоне артиста и человека, строгом и всепрощающем старшем коллеге на сцене и в педагогике.

        Соратники певицы — коллеги и ученики, поклонники ее таланта — и после ухода из жизни Лидии Мясниковой стараются сделать незабвенным ее имя. В Новосибирске стал проводиться межрегиональный конкурс вокалистов имени Л. В. Мясниковой. Аудитория в консерватории, где работала Лидия Владимировна, теперь носит ее имя.  Подготовлен диск с записями певицы – три часа звучания. В 2008 г. издана книга доцента НГК, кандидата искусствоведения Н. И. Головневой «Лидия Мясникова: Жизнь и сценическая деятельность», написанная в результате работы с колоссальным количеством материалов — воспоминаний современников, различных публикаций, радиоинтервью, телефильма.

        А вскоре – 21 сентября сего года – в холле консерватории будет установлен бюст певицы в честь 100-летия со дня ее рождения.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки