Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Сибирские сезоны - 2013" №4 (21), Октябрь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_21/?page=search

     
    Из дальних странствий воротясь…

    Ефремова Е.

    «Мгновения сотворчества»

    Ефремова Елена

    магистрант II курса НГК

     


    дирижирует Павел Брохин (г. Бонн)

    Уже в четвёртый раз в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского со всей России съехались студенты дирижёрско-хоровых отделений для участия в творческой работе мастер-класса «Национальный молодёжный хор».

    С нынешнего года этот уникальный проект, инициатором создания которого был профессор Борис Григорьевич Тевлин, впервые расширил сферу своего влияния: в его составе наравне с учащимися ВУЗов, среди которых посчастливилось быть и мне, выступили воспитанники средних музыкальных учебных заведений.

    С 16 по 24 октября с нами работали известные хормейстеры разных поколений: художественный руководитель мастер-класса — заведующий кафедрой современного хорового исполнительского искусства, художественный руководитель Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Народный артист РФ, профессор Лев Конторович; главный хормейстер Мариинского театра Заслуженный деятель искусств РФ Андрей Петренко (Санкт-Петербург); главный хормейстер Новосибирского театра оперы и балета, Заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Подъельский (Новосибирск); заведующая кафедрой хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, художественный руководитель Саратовского губернского театра хоровой музыки Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Людмила Лицова (Саратов); художественный руководитель Детского хора «Щедрик» Павел Брохин (Бонн, Германия); художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории, доцент .Александр Соловьёв (Москва).

    Среди 170 участников мастер-класса воспитанники таких учебных заведений Российской Федерации, как Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Российская академия музыки им. Гнесиных, Астраханская государственная консерватория, Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинк, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова, Красноярская государственная академия музыки и театра, Московский городской педагогический университет, Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке, Санкт- Петербургский государственный университет культуры и искусств, Алтайский государственный музыкальный колледж, Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК Музыкальный колледж им. С. А. Дегтярева, Государственный музыкальный колледж им. Гнесиных, Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской, Магнитогорский музыкальный  колледж им. М. И. Глинки, Новгородский областной колледж искусств им. С. В. Рахманинова, Петрозаводский музыкальный колледж им. К. Э. Раутио, Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Римского-Корсакова, Саратовский областной колледж искусст, Тульский колледж искусств им. А. С. Даргомыжского.

    Вектор развития современной хоровой музыки за последние десятилетия значительно изменил свою направленность. В области хорового образования в наши дни главной является проблема изучения современного репертуара:  новый стиль письма, сложная фактура и гармония произведений, современные композиторские техники — всё это требует серьёзной подготовки, большого объёма знаний в области теории и практики хорового исполнительства. Направить мысли молодых музыкантов на решение этих задач — такова основная цель данного мастер-класса.

    Широта репертуара, который нам предстояло изучить, простирался от образцов западно-европейской классической музыки И. Баха, Ф. Мендельсона, духовных сочинений русских хоровых классиков XX столетия – А. Архангельского, П. Чеснокова – до шедевров композиторов-современников: В. Гаврилина, Г. Свиридова, А. Шнитке, Р. Щедрина, А. Пахмутовой, К. Бодрова. Важно, что каждый из хормейстеров акцентировал внимание на стилевых особенности различных эпох.

    дирижирует Людмила Лицова (г. Саратов)Несколько впечатлений о хормейстерах.

    Лев Зиновьевич Конторович (Москва). К его манере общения с хором певцы привыкли не сразу. Конторович говорил: «Вы, такие-сякие, должны звучать так, как я придумал в своей голове, и тогда, мы с вами станем единым целым».

    Александр Владиславович Соловьев (Москва) – молодой, энергичный. В круге его творческих интересов, прежде всего, музыка наших дней. И корифеи отечественной композиторской школы, и молодые авторы с удовольствием доверяют А. Соловьеву свои партитуры.

    Людмила Алексеевна Лицова (Саратов). К сожалению, хороших впечатлений об этом хормейстере не осталось ни у одного певца «молодежного хора». Скажу только одно – плохой опыт это тоже опыт, и теперь мы знаем, как точно НЕ НУЖНО работать с хоровым коллективом. Людмила Алексеевна не самым лучшим образом отзывалась о хоре, работала грубо, кричала и ни разу не применила слова дирижерской терминологии. После ее репетиций нам казалось, что мы самая худшая самоделка. Одним словом, она собрала в себе те качества, которыми дирижер-профессионал обладать не должен.

    Андрей Александрович Петренко (Санкт-Петербург) - один из тех хормейстеров, который придерживается правила «меньше слов, больше дела». На репетиции во время исполнения произведений он нас почти не останавливал, и все замечания показывал исключительно руками. Это такое счастье, когда 170 человек понимают дирижера без единого слова и крика, только руки.

    Павел Юрьевич Брохин (Бонн, Германия). На его репетициях мы «валяли дурака». Пели детские каноны, делали различные движения во время пения, благодаря чему поняли, что с координацией у нас большие проблемы!!! От занятий с Брохиным весь хор был в восторге!!! Во время репетиций мы не только пели, но и занимались правильным произношением немецкого языка. Павел Юрьевич научил нас думать по-немецки во время пения.

    у пульта Вячеслав Подъельский (г. Новосибирск)Ну и «на десерт», Вячеслав Вячеславович Подъельский (Новосибирск). Как только он начинал работать с хором, у нас (хоровиков из Новосибирска) складывалось впечатление, что не мы приехали в Московскую консерваторию на мастер-класс, а к нам явились сидящие вокруг люди. Вячеслав Вячеславович так заинтересовывал и просвещал нас, что исполнив лишь одну часть из «Концерта для хора на стихи Г. Нарекаци» А. Шнитке, мы как будто познакомились со всем творчеством композитора. Было очень приятно идти по коридорам консерватории и слышать от московских студентов: «Подъельский самый лучший хормейстер этого мастер-класса».

    Надеюсь, что репетиционные мгновения сотворчества останутся в памяти участников проекта «Национальный молодежный хор» и слушателей, пришедших на заключительный концерт, на долгие годы.

    Фото Елена Ефремова

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки