Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Сибирские сезоны - 2013" №4 (21), Октябрь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_21/?page=search

     
    День науки и творчества

    Сентябова Л.

    «Рецепт прогрессивного творчества
    или конструктивная критика Новосибирской композиторской школы»

    Сентябова Лариса

    студентка IV курса ТКФ

     


    18 ноября 2013 года в Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки состоялось открытие Международной научно-практической конференции, посвящённой актуальным проблемам теории музыки и современной композиции, а после выступлений докладчиков в рамках конференции Большой концертный зал радушно открыл свои двери для всех любителей музыки, желающих познакомиться с сочинениями сибирских авторов.

    В двух первых заседаниях конференции участие приняли доценты, профессора и преподаватели музыкальных учебных заведений не только России (Новосибирск, Кемерово), но и Таджикистана. Нужно сказать, что после большинства выступлений между докладчиками и слушателями разгорались жаркие дискуссии, с целью разъяснения непрозвучавших деталей, а также по поводу актуальности той или иной затронутой проблематики, которая, кстати сказать, была довольно широкой. Выступающие твёрдо отстаивали свою точку зрения, приводя различные доводы, демонстрируя обширный охват знаний из сфер самых разных наук: будь то история, культурология, теория музыки, философия, психология, эстетика, математика, информатика, акустика и т. д. На мой взгляд, посещение подобных мероприятий, несомненно, способствует активизации интереса музыкантов всех возрастов и видов деятельности к актуальным проблемам музыкальной культуры. Это высказывание может восприниматься, в частности, как призыв к молодым музыковедам, поскольку их, к сожалению, было немного в Конференц-зале, ставшем местом выступления докладчиков.

    Концерт музыки сибирских композиторов, последовавший сразу после окончания заседаний конференции, порадовал слушателей премьерными исполнениями ряда произведений таких авторов, как Елена Демидова («Вологодские кружева» для скрипки и фортепиано из цикла «Картинки из глубинки»), Роман Столяр («Simple music» для органа и струнного оркестра). Помимо этого прозвучали уже известные сочинения Аскольда Мурова (токката), Глеба Никулина («Готический триптих» для органа), Андрея Молчанова («Русская берёза» для мужского голоса, «Душа хранит» для кларнета и органа) и Георгия Иванова («Снеги белые» для женского голоса). Судя по реакции слушателей, их аплодисментам, всех авторов, исполнителей и руководителей концерта можно поздравить с безусловным успехом. Недаром Новосибирская консерватория славится своей сильной исполнительской школой, а студенты ежегодно становятся лауреатами различных международных конкурсов.

    Но вот что хотелось бы отдельно отметить, так это ситуацию в новосибирском композиторском творчестве. Состоявшийся концерт ярко обнажил противоречивый характер творчества наших авторов. С одной стороны, это высочайший профессионализм, с другой – заметное отставание от прогрессивных центров музыкального искусства. Речь здесь идёт не только о европейских странах, но и о культурных столицах России в целом (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород).

    Подробнее раскрыть эту тему помогла беседа с композитором, пианистом, импровизатором и преподавателем, Романом Соломоновичем Столяром. Премьерой его «Simple music» автор был вполне доволен, поскольку всецело доверяет богатейшему опыту дирижёра, профессора Виктора Меликовича Минасяна, да и чутью самих музыкантов струнного оркестра студентов консерватории им. И.И. Соллертинского. Само произведение, написанное ещё в 2009 году, Роман Соломонович не воспринимает всерьёз. Задумка была таковой, что главная тема сочинения, после многократных повторов в традициях постминимализма в конце концов надоест слушателям. Можно сказать лишь то, что этот эффект автору не удался, поскольку композиция ни в кое мере не была воспринята назойливой, а создала своим густым звучанием эффект некоей медитативности, формы-состояния.

    Однако, главный вопрос, обсуждаемый во время беседы с Романом Столяром – это Новосибирская композиторская школа, которая в силу своего профессионализма всё же сторонится новейших авангардных течений, по сути, избегает смелых экспериментов, которые в передовых музыкальных центрах мира уже давно перестали быть новаторством, а теперь уже скорее традиция. Такая ситуация, частично, вызвана особенностями русского менталитета, значительно отличающегося от европейского своей замкнутостью, кротостью, традиционализмом, и в то же время смелостью и открытостью для всего нового. В силу малочисленности своего состава, Союз сибирских композиторов складывается в пёструю картину самобытных авторов, каждый из которых по-своему оригинален, но о единой школе, по мнению Р. Столяра, говорить трудно. В этом нет ничего особенно негативного. Но в такой творческой среде возникают определённые препятствия для культурного созидания и сплочённости в деле взаимообмена опытом в международном музыкальном пространстве, продвижения композиторского ремесла. Ведь порой непонятно, написано было то или иное сочинение наших авторов в прошлом году или в прошлом столетии.

    Молодым художникам (в широком смысле), по словам Романа Соломоновича, не хватает никак не таланта, но инициативы, живого и бойкого стремления к решительным действиям по продвижению своего творчества в массы. Не нужно бояться ошибаться, ведь лишь путём проб и ошибок можно добиться успеха, найти свой оригинальный стиль композиторского письма. Немаловажную роль в поле подобной деятельности играет, конечно, поддержка учебных заведений, способных, а главное готовых способствовать реализации творческих порывов студентов, предоставив им, например, необходимую аппаратуру, концертный зал и т.д. В странах Западной Европы этот вопрос уже не стоит так остро, поскольку музыкальные институты финансируются в достаточной мере и позволяют осуществить самые смелые творческие замыслы своих подопечных. Но, не смотря на эти факты, и новосибирские студенты музыкального ВУЗа вполне способны идти «в ногу» со временем, если только откроются новым веяниям искусства, не проявят робости им следовать, экспериментировать, но что ещё важнее, будут терпеливы и не станут ждать скорейшего результата. «Терпение и труд», – вот лучший рецепт от Романа Столяра.

    На мой взгляд, эта позиция известного композитора-экспериментатора несколько оторвана от жизни. Но с многим нельзя не согласиться. Главное здесь – умение адекватно оценить ситуацию и предпринять скорейшие действия, которые помогут улучшить продвижение композиторского творчества не только родного города, но и всей Сибири в целом.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки