31 октября 2013 года в Большом зале НГАТОиБ была дана опера Шарля Гуно «Фауст»
Дождь. Улица. Фонарь. Театр. Так, несколько перефразировав знаменитое стихотворение Александра Блока, можно начать свой рассказ о постановке, которую ждали с 1970 года.
Уж очень хмурым и мокрым выдался октябрь в Новосибирске, и весь город стал грустным и серым. Дабы скрасить уставшее настроение, многотысячная аудитория любителей оперного искусства посетила «Сибирский колизей», в котором давалось три вечера «Фауста», художественный проект дипломанта Национального театрального фестиваля Игоря Селина. Впервые в новосибирском театре оперы и балета опера Ш. Гуно прозвучала 65 лет назад, 4 ноября 1946 и, что немаловажно, все последующие постановки возобновляли первую версию.
Нынешний «Фауст» уменьшился на два действия, прозвучал на языке оригинала (французском) и получил урбанистические декорации, интригующие и вызывающие вопрос: почему кабинет, площадь, сад, храм, горы, тюрьма решены одним приёмом? Ответ прост и открывается в первом действии в самом знаменитом номере оперы – арии Мефистофеля, которую блестяще исполнил, как и всю роль, лауреат международных конкурсов, солист государственного академического Мариинского театра Алексей Тановицкий. Сценограф Александр Орлов отображает в декорациях идею «подвала», в нашем случае ада. Оригинальная идея, несколько спорная, но новая и заслуживающая внимания.
Важнейшим элементом, без которого невозможно представить любую постановку, является световое решение. Пожалуй, работа Глеба Фильштинского и Александра Сиваева служит примером высокого мастерства и выполняет ведущую роль в создании настроения и развития действия.
Итак, театр. «Любите ли вы театр, как люблю его я?» Этот вопрос можно и нужно задать уже упоминавшемуся Игорю Селину. Несколько громко, согласен, но решения, принятые по костюмам, вынуждают к такому обращению. Дважды в постановке появляются действующие лица, явно оскверняющие театр как храм искусства. Конечно, можно спросить с Ирины Чередниковой (лауреата высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит», дипломанта «Пражской квадриеннале», обладательницы Серебряной Медали Русской академии художеств), но ответ всё же держит режиссёр. С одной стороны появление лошадей на сцене интересный ход, но в то же время несколько цирковой. Вопрос вызывают сочетание копьеносцев из первого действия и стрелков с ружьями – из третьего. Несколько осталась непонятной роль детей во второй картине третьего действия. Их долгий выход вынуждает переключить внимание, зритель начинает подсчёт и забывает о главной героине. Непонятна символика их неравномерного появления.
К сожалению, музыка, замечательно исполненная оркестром театра под управлением Петра Белянкина, не остаётся в памяти из-за отсутствия ярких мелодических линий, значительных и закреплённых лейтмотивов, выразительных гармоний.
Положительными сторонами хочется назвать актёрскую игру Алексея Тановицкого, Владимира Черебяка, Ирины Чуриловой, Романа Бурденко, Владимира Магомадова. Также яркое впечатление оставила балетная сцена, а особенно, солисты Наталья Ершова и Илья Головченко. Они привнесли замечательный хореографический номер, яркий, чувственный и высоко профессиональный. Сценическое решение с привлечением красного лимузина вызывает удивление, но отражает идею, заложенную постановщиками.
Подводя общий итог, при отмеченных недостатках, всё же хочется поблагодарить за огромную работу, пожелать всем участникам творческих успехов и умного, доброго, постоянного зрителя.
фото Виктора Дмитриева http://www.opera-novosibirsk.ru/gallery
|