В рамках Международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны – 2013» каждый ценитель искусства может погрузиться в культурную жизнь столицы Сибири. Творческая концепция фестиваля придерживается позиции открытия новой музыки для всех желающих и потому приглашает гостей не только на концерты, мастер-классы и пресс-конференции, но и позволяет всем интересующимся присутствовать на репетициях.
Организаторами «Сибирских сезонов» были предоставлены возможности посетить открытую репетицию оркестра национальной музыки Института искусств Шаньдуньского университета, хорового консорта и ансамбля ударников Новосибирской государственной консерватории, а также репетиции ансамбля солистов «Лаборатории новой музыки» и немецкого виртуоза–ударника Дирка Ротбруста. Нам удалось побывать на последней, которая состоялась 23 апреля в большом зале Новосибирской государственной консерватории.
Раннее время репетиции (начало ее было заявлено на восемь утра, хотя оркестранты явно пребывали там ранее) не отразилось на настроении участников. Это была первая встреча с Дирком Ротбрустом, исполнителем на ударных инструментах, прибывшим из Германии и потому несла в себе интригу.
Перед началом репетиции все исполнители тщательно выбирали свои места и раскладывали, помимо основных инструментов, другие, напоминающие инструментарий детского оркестра. Цветные, яркие, причудливые предметы разных форм и видов были у всех исполнителей.
Для непосвященных это было таинство. Репетиция лишь приоткрывала завесу тайны, и было понятно, что только концертное исполнение позволит понять произведение, его концепцию и оценить интересное решение.
Сергей Шебалин, художественный руководитель и дирижер ансамбля «Лаборатория новой музыки», пояснил, что это не просто репетиция, а именно творческая лаборатория, так как все происходящее здесь – это «живой процесс»: «Мы здесь и сейчас создаем партитуру, экспериментируем, пробуем. В этом и есть суть современного искусства». Показательно, что и Дирк Ротбруст также участвовал в этом процессе.
В ходе репетиции велась работа над произведением композитора второй половины XX века Карла Грубера «Frankenstein!!». Это пандемониум для шансонье и камерного оркестра на стихи Ханса Карла Артмана. Произведение яркое, самобытное, насыщенное разного рода хэппинингами и театральностью. Естественно, что такое сочинение нужно в прямом смысле слова сделать, выстроить, ведь только тогда зритель сможет воспринять и понять его. Сергей Шебалин отметил особенность работы над сочинением: «Для исполнителей всегда будет нелегко обращаться к такой музыке, тем более, что для всех привычным является традиционное и классическое. В этом произведении они играют не только на своих инструментах, но и на специфических, привезенных на заказ. Исполнители–инструменталисты произносят текст и даже поют…».
В ходе беседы с дирижером ансамбля выяснилось, что сочинение Карла Грубера «Frankenstein» прозвучит в концерте, посвященном закрытию фестиваля, и станет финалом всех творческих дней. И такой выбор является далеко не случайным. Уже известным лозунгом «Сибирских сезонов» стала фраза Сергея Дягилева «Удиви меня!». И, синхронно этому лозунгу, произведение Карла Грубера в действительности полно сюрпризов и неожиданностей. Концепция смешного, абсурдного, легкого восприятия мира станет интересным финалом творческих дней.
Сергей Шебалин пояснил, что сегодня восприятие современного искусства весьма одностороннее – его понимают только как искусство глубокой мысли, депрессии, кризиса, переживания. Произведение Карла Грубера должно показать, что настоящее современное искусство может быть другим. Хотя, безусловно, и это сочинение имеет разные грани. Здесь смешное – это не просто веселье и сатира, но где-то черный юмор, а где-то воспроизведение, доходящее даже до брутальности: в тексте сочинения за символичными фразами скрыто много смыслов… Но, несмотря на возможную неоднозначность восприятия, в целом от произведения остается приятное впечатление. «Для нас важно, чтобы после четырех насыщенных, сложных фестивальных дней люди ушли с хорошим настроением», – таково кредо исполнителей.
Безусловно, это была далеко не первая и не последняя репетиция сложнейших сочинений, но уже сейчас ясно, что итог будет достойным для завершения фестиваля. Слушателя ожидают сюрпризы, неожиданности и, безусловно, удивление, что станет безусловным следованием кредо Дягилева.
|