7 мая в рамках Фестиваля скрипичной музыки состоялся мастер-класс профессора Захара Нухимовича Брона, который проходил в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки.
Аудитория первого мастер-класса почетного профессора Новосибирской консерватории, к моему удивлению, была не слишком большой, но, поскольку это был только первый день, уверена, что в последующие дни заинтересованных лиц будет гораздо больше.
Мастер-класс открывала ученица 7 класса НСМШ (колледжа) Альбина Хайбулина, которая играла "Кампанеллу" Паганини. В начале любого выступления профессор прослушивал произведение целиком, затем выделял плюсы исполнения, и только потом некоторые моменты, над которыми следовало бы поработать. Альбина сыграла достаточно ярко и виртуозно для своего возраста, Захар Нухимович также отметил устойчивую интонацию и высокую педагогическую работу. В течении получаса внимание уделялось техническим и эмоциональным проблемам. Так, например, Альбина играла штрих ricochet достаточно остро, из-за чего не прослушивалось звучание некоторых нот. К концу занятия её ricochet стал гораздо мягче и певуче благодаря, например, таким советам и секретам маэстро: "Рикошет будет происходить не от броска, а от легато. Играй от начала нового импульса". Альбина также немного ускоряла темп, на что Захар Нухимович советовал ей играть чуть сдержанней, так как "дело не в темпе, а в успевании контроля касания".
Вторым играл Иван Тарасенко, студент 4-го курса НГК. В его исполнении прозвучали 3 части из "Сюиты в старинном стиле" Альфреда Шнитке. Стоит отметить высокую эмоциональность его исполнения, замечательную артикуляцию и интонацию, хотя, всё-таки, на мой взгляд, немного не хватало плотности в звуке. В последней части с его скрипки чуть-чуть съехал мостик, но это не помешало Ивану блестяще закончить выступление. Захар Нухимович отметил немного утрированное исполнение в его интерпретации и вибрацию в одной амплитуде. Соответственно, и работа велась, по большей части, над этими моментами.
Третьим прозвучал 1-й концерт П.И. Чайковского в исполнении студентки 1-го курса НГК Анны Купцовой. Профессор высоко отозвался о её технической подготовке, отметив, что этот концерт является вершиной скрипичного репертуара, "но наряду с очень хорошими моментами есть некоторые неточности. В музыке Чайковского главное - соединение жизненности и певучести при организации этой певучести с ощущением его балетного творчества". Много чрезвычайно полезной информации получили присутствовавшие по поводу выразительности, а также небольших технических моментов, таких, как, например, поддёргивание у колодки при смене струн.
Впрочем, на мероприятии не обошлось без неожиданностей. Так, во время выступления четвёртой участницы мастер-класса студентки 9 класс НСМШ (колледжа) Софьи Некрасовой, которая играла "Цыганские напевы" П. Сарасате в зале появился странный мужчина в фуражке, который пожал руку маэстро и позже очень громко восхищался её выступлением. Но даже его непредсказуемое поведение нисколько не помешало достойному исполнению талантливой скрипачки.
Одно из самых ярких выступлений продемонстрировала студентка 2 курса НСМШ (колледжа) Вероника Свешникова. В её исполнении прозвучала соната № 6 Э. Изаи. Здесь были и темперамент, и качественный, плотный звук, замечательная артикуляция и интонация, главное, не было ощущения некой "размазанности", как иногда бывает у некоторых струнников. Работа профессора шла в основном над организацией звука и ведением фраз.
После мастер-класса я задала Веронике несколько вопросов по поводу ее участия в мастер-классе Захара Нухимовича:
-Вероника, что тебе дал этот мастер- класс?
- В первую очередь - опыт, потому что это и урок, и выступление одновременно
-Было ли что-нибудь неожиданное во время мастер-класса?
- Нет, как раз было много общего, как продолжение и подтверждение моей предшествующей работы.
-А ты ранее участвовала еще в каких-нибудь мастер-классах?
- Да, я достаточно часто участвую в различных открытых уроках, и З.Н. Брону показываюсь не первый раз.
- Скажи, а можно ли сравнивать мастер-классы З.Н. Брона и других преподавателей?
- Думаю, что сравнивать здесь бессмысленно, потому что педагоги такого ранга это потрясающие индивидуальности, у которых все учатся.
-Как ты думаешь, что дают мастер-классы такого уровня исполнителям и аудитории?
- Для музыкантов, которые участвуют в мастер-классах это важный урок и сценический опыт, а публике, я думаю, тоже весьма полезно слушать и узнавать, как можно играть то или иное произведение.
Завершил мастер-класс юный Всеволод Еврихин, ученик 2 класса ДМШ, который исполнил "Размышление" Ж. Массне. Сева играл достаточно чисто и аккуратно для столь юного возраста. Стоит отметить, что Захар Нухимович вел уроки "на равных" как по отношению к студентам, так и к детям. Сева - достаточно одарённый мальчик, и хорошо выполнял пожелания профессора.
Мастер-классы всегда полезны не только для участников, но и для аудитории, тем более, профессиональной. Своими мнениями и впечатлениями о мастер-классе Захара Нухимовича с нами охотно поделились несколько студентов НГК им. М.И. Глинки и колледжа консерватории.
Евгения Колесникова, II курс НГК им. Глинки, струнное отделение оркестрового факультета: "Было очень интересно послушать человека, который несет традиции многих стран, так как он там работает, и, естественно, что это не столько даже русская традиция, сколько европейская. Полезно и то, что играли как наши сверстники, так и маленькие ученики, ведь все мы - будущие педагоги. В принципе, профессор обращал внимание на основные вещи, которые у нас тоже проблемные. Примечательно то, что З.Н. Брон сам очень многое показывает. Большую часть из сказанного я бы приняла на свой счёт, использовала в своей исполнительской и педагогической деятельности".
Иван Наборщиков, 9 класс колледжа НГК: "Участники мастер-класса играли те произведения, которые мне пока что не доводилось исполнять, и поэтому некоторые советы Захара Нухимовича по поводу этих произведений в будущем я буду обязательно применять."
Эдуард Миллер, I курс колледжа НГК: "Неоднозначное впечатление от исполнителей младшей группы, так как не каждый участник мастер-класса смог воспроизвести то, что З.Н. Брон от них требовал, вне зависимости от возраста или личной скованности ученика. Гораздо интересней было слушать консерваторский уровень. И всё же это очень сложно - повторить и сделать то, что требует педагог за очень небольшой промежуток времени, поэтому в мастер-классе важны выдержка и быстрота реакции".
Даниил Легков, 9 класс колледжа НГК: "Данное мероприятие показало молодёжи очень многое, в том числе важнейшие правила техники, а также принципы построения произведения. Думаю, мастерство, передаваемое профессором Захаром Нухимовичем Броном участникам мастер-классов, очень позитивно отразится на их будущем".
Мария Валицкая, 7 класс колледжа НГК: "В целом отдельные моменты мастер-классов З.Н. Брона оказались очень полезными для меня. Очень понравились техника и навыки Ивана Тарасенко, он произвел яркое впечатление, видно, что он уже исполнитель высокого уровня. Меня, несомненно, впечатлила игра Вероники Свешниковой, чувствуется её профессионализм".
А мы с нетерпением ждём продолжения фестиваля скрипичной музыки в Новосибирской государственной консерватории.
|