Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ" №3 (24), Июль 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_24/?page=search

     
    СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ - 2014

    Орехова В.

    «Освобождая сознание…»

    Орехова Вероника

    студентка IV курса ТКФ

     


    Международный фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны» уже несколько лет подряд стал ярчайшим событием в культурной жизни столицы Сибири. В рамках фестиваля всем желающим представлена возможность познакомиться с новейшими произведениями музыкального искусства XX – XXI веков. Традиционными стали творческие встречи с приглашёнными гостями фестиваля и мастер-классы. В этом году одними из таких гостей стали импровизаторы Рафаэль Судан (Швейцария) и Роман Столяр (Новосибирск).

    22 и 24 апреля 2014 г. состоялось два интереснейших мероприятия: концерт «Правила и свободы» с участием солистов Лаборатории Новой Музыки Маргариты Аунс (кларнет), Натальи Багинской (орган), а также гостей фестиваля – импровизаторов Рафаэля Судана (Швейцария) и Романа Столяра (Новосибирск). И мастер-класс фортепианной импровизации Рафаэля Судана (Швейцария).

    В названии концерта была заложена концепция того, что нас ожидало на сцене. Первое отделение концерта посвятили «Свободам» – вниманию слушателя были представлены несколько импровизационных композиций в сольном и дуэтном исполнении. Безусловно, поначалу воспринимать такого вида искусство достаточно сложно, всё звучащее кажется стихийным потоком звуков, который пытается «завладеть» твоим сознанием. Однако постепенно подключая собственные слуховой «багаж», способствуешь возникновению разного рода аллюзий.

    Первый импровизационный опус, прозвучавший в исполнении Романа Столяра, рисовал картину рождения из хаоса музыки, которой предстояло проделать путь через интеллектуализм полифонии, холодность академического джаза, фоническую сочность, пуантилизм – к растворению звука в пространстве. Композиция Рафаэля Судана вызывала слуховые ассоциации с медитативной музыкой А. Скрябина. Насколько правомерно такое суждение оценивать было бы не просто, однако в беседе с господином Суданом подтвердилось, что из русских композиторов ему наиболее близко творчество А. Скрябина и, кроме того, С. Рахманинова, и Д. Шостаковича.

    На «Ура!» публика приняла дуэтную импровизацию, которая, начавшись с perpetuum mobile, переросла в темброво-регистровый диалог двух роялей и, пройдя через джаз, наполнила концертный зал раскатом колокольного звона. Так как ни одна из композиций не сопровождалась программными комментариями, думаю, что у каждого слушателя родилась своя концепция прозвучавшего. В организации звукового процесса интерес вызвал момент постановки точки в произведениях, так как сольная композиция имела завершение, а в дуэте музыкальная мысль повисала в воздухе. На этот вопрос в ходе мастер-класса Р. Судан ответил следующее: «Точка в процессе импровизации

    может и быть, и нет. В сольных композициях я, как правило, логически завершаю мысль. Что же касается импровизации в составе дуэта или ансамбля, то не всегда завершение музыкальной мысли совпадает у участников, возможно, кому-то ещё остается что сказать…».

    Выступление этих смелых, харизматичных музыкантов получило сильный эмоциональный отклик у слушателей, все, что нам удалось услышать, было действительно интересно и необычно. Публика своими аплодисментами пригласила дуэт на бис!

    Второе отделение концерта, «Правила», где господствовали теплый тембр кларнета и титанический голос органа, погрузили слушателя в атмосферу лирики и величия! Свет в концертном зале погас… На сцене появились отдельные световые пятна над партитурами исполнителей… Такое световое решение на физическом уровне вызвало ощущение, что ты сидишь не в концертном зале, а, закутавшись в мягкий плед, находишься в огромном замке, полном таинственности…

    В исполнении дуэта М. Аунс (кларнет) и Н. Багинской (орган) прозвучали произведения композиторов разных эпох. Первым зазвучало лирическое, скорбное Andante эстонского композитора А. Капп, написанное в годы Второй мировой войны. Далее была представлена «Пастораль и Рапсодия» новосибирского композитора и органиста Глеба Никулина, й созданная специально для дуэта М. Аунс и Н. Багинской. Новое прочтение получила знаменитая Ave maria в переложении для кларнета и органа украинского композитора А. Шух.

    тАинственно– Удивительно – Нежно – Саркастично – звучал в этот вечер кларнет! Слушателям был предложен музыкальный отрывок из оперы С. Фонтанелли «Жил был кусок дерева» по сказке Карло Коллоди «Пиноккио», в исполнении которого воплотились виртуозность, высочайший профессионализм, артистичность и мастерство М. Аунс.

    Завершил концерт блок произведени, связанный с именем И.С. Баха. В исполнении дуэта прозвучала «Бахорама», французского композитора Нажи Хакима, выполненная в сложной контрапунктической технике, выстроенной на переплетении тем – монограммы BACH, ХТК, «Музыкального приношения», мессы си минор.

    Органичным синтезом свободы и правил стало финальное произведение в исполнении квартета участников концерта. Предложенная органом тема хорала И. С. Бах, расцвеченная тембром кларнета, была подхвачена, развита и перенесена в день сегодняшний импровизационным фортепианным дуэтом!

    Творческая встреча

    Вернемся к искусству импровизации. 24 апреля в Малом зале Новосибирской государственной консерватории, состоялся мастер-класс Р. Судана. В течение трёх часов слушатели и участники мастер-класса (студенты I и V курсов фортепианного отделения НГК) постигали тайны искусства импровизации. Начало процесса было положено вокальной импровизацией в стиле григорианского пения. Поначалу это вызвало некоторые затруднения, но в целом участники справились с поставленной задачей. Затем уже на инструменте, соблюдая правила движения григорианской мелодики, участники импровизировали в дуэте.

    Рафаэль Судан провёл экскурс в историю развития импровизации со времен григорианского пения и до наших дней. Описывать это не входит в рамки данной статьи, поэтому остановимся на практическом освоении законов импровизации.

    Обратившись к временам барокко, участникам было предложено следующее задание: один из них задает тему, выдерживает её в качестве аккомпанемента, другой – импровизирует на заданную тему.

    При интерпретации эпохи венского классицизма, в исполнении самого господина Судана прозвучал вариант импровизированной прелюдии перед сонатой В.А. Моцарта. Полезной практикой при обращении к образцам классической музыки он считает очищение темы композитора от излишней орнаментики и наложение своего собственного материала. Так же рассматривая роль каденции в концертах, Р. Судан отметил, что последняя служит возможностью показа собственного взгляда на материал написанный композитором. Общим правилом эпохи романтизма музыкант отметил частое импровизирование до записывания нотного текста.

    С начала XX века импровизация вышла из употребления в академической музыке. Что же есть импровизация сейчас, для человека 2014 года? Комбинация? Или свободное выражение своих мыслей и эмоций? Ответ таков – то, что мы импровизируем можно постфактум отнести к какому-либо стилю. Р. Судан дал совет слушателям: «Импровизируйте в определённом стиле для дома, так как в этом случае внимание будет концентрироваться на стиле, а не на содержании. Если же вы выступаете на публике, импровизация должна стать выражением ваших собственным мыслей. Вам должно иметь, что сказать».

    Для освоения импровизации в современном стиле Р. Суданом были раскрыты некоторые приемы исполнения на рояле, наделенные интересными названиями:
    1.«Щётка для вытирания пыли»
    2.«Игра граблями»
    3.«Приземляющийся самолёт»
    4.«Бегущий и летающий паук»

    Участники тут же продемонстрировали усвоенные приемы, создав свои достаточно неординарные опусы.

    Важное пожелание к будущим импровизаторам высказал Рафаэль Судан: «При выступлении на сцене важно подать, себя, вы должны приглашать к слушанию. И если во время исполнения что-либо идёт не так как вам хотелось бы, ни в коем случае не показывайте этого – иначе вы выказываете неуважение к слушателям».

    В завершение творческой встречи Р. Судан исполнил импровизацию в сонатной форме, опираясь на современные техники.

    От лица всех присутствовавших выражу признательность нашему гостю за интереснейший мастер-класс!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки