Конец марта - едва ли не самое поэтичное время в году. Это ощущение, когда тебя переполняет тепло и безграничное счастье, или, напротив, щемящее чувство грядущих перемен. В такие минуты музыкальные впечатления часто бывают созвучны душевным волнениям. Об одном таком совпадении я и хочу рассказать.
24 марта в Большом зале Новосибирской Государственной Консерватории (академии) им. М.И. Глинки состоялся концерт в честь открытия IХ конкурса пианистов "Запад - Сибирь -- Восток". В концерте приняли участие лауреаты прошлых лет: Екатерина Предвечнова, Анна Кляустер, Лев Терсков и Иван Калатай. В этот вечер особая программа, выдержанная в романтическом ключе, стала определенным знаком весны.
Итак, зал заполнен примерно на три четверти. Большинство слушателей - это приезжие педагоги и их воспитанники, готовые к конкурсу. В воздухе чувствуется постепенно нарастающее волнение из-за предстоящих испытаний и приторно-сладкий запах провинциальных духов …
После короткой преамбулы проректора по научной работе, Ольги Александровны Светловой, выступили председатель конкурса - Михаил Шулимович Богуславский, и член жюри, Тамара Игнатьевна Игноян, с добрыми напутствиями к участникам конкурса.
В первой половине концерта прозвучали две баллады Ф. Шопена №1 g-moll, ор. 23 и № 4 f-moll ор. 52 - едва ли не самые поэтические страницы европейской музыки. Баллада - яркий пример, когда щемящая нежность сочетается с открытым драматизмом и молодым музыкантам удалось это отразить. Исполнение первой баллады Иваном Калатаем, несмотря на некоторые погрешности в коде, было достаточно крепким. Четвертую балладу сыграла Анна Кляустер. Задумчивая, песенная мелодия, со скрытой вальсовостью, наполнила зал тихой грустью. Кристально чистый, покачивающейся звук и сама Анна в темно-сиреневом платье соткали нежный поэтический образ, заложенный у Шопена.
В ином стилевом ключе прозвучали произведения и транскрипции Ференца Листа в исполнении Екатерины Предвечновой. Ей удалось передать многогранную палитру листовского пианизма. Аскетичный "Франциск из Паолы: Хождение по водам" сменился по-шубертовски песенной Баркаролой (Шуберт-Лист) после чего практически attaca зазвучал "Лесной царь". Особо хочется сказать про это виртуозное полотно. Е. Предвечнова не только поразила своей техникой, но и смогла держать всех в напряжении: за музыкой хорошо чувствовалось каждое жесткое немецкое слово баллады В. Гёте.
В заключении концерта Лев Терсков исполнил вариации Рахманинова на тему Корелли. К сожалению, предыдущий "Лесной царь" с его ужасающими репетициями «раздробил» рояль на мелкие кусочки, и когда Лев сел за инструмент, стало слышно изрядно съехавший строй. В целом, аскетичная музыка вариаций и причудливый вид Терскова, часто напоминающего мне одного из героев гофмановских рассказов, производили довольно сильное впечатление. Более того, было крайне интересно наблюдать, как из архаичной фолии, очаровывающей именно своей жёсткостью и аскетизмом, постепенно выкристаллизовывается стиль Рахманинова и как бы утверждается в заключительных аккордах. Громкие аплодисменты стали смысловой точкой этого необычного весеннего концерта. Большое спасибо новосибирским музыкантам, которые благодаря великой музыке позволили ощутить сплошной единый поток безудержно-радостной силы, перемежающейся с ноющим чувством истинно романтической тревоги. Эта полнота чувств и есть весна, и музыка Шопена, Листа и Рахманинова.
|