Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ" №3 (24), Июль 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_24/?page=search

     
    Ленинград – Санкт-Петербург – Новосибирск

    Шабатько Л.

    «И вновь Открытие»

    Шабатько Любовь

    студентка IV курса ТКФ

     


    28 апреля 2014 года в 18.30 в честь открытия Всероссийского творческого проекта: «Санкт - Петербург – Ленинград – Сибирь: Диалог культур» в Большом зале Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки состоялся концерт-презентация, в котором впервые на сцене прозвучала недавно приобретенная консерваторией оркестровая арфа американской компании «Lyon & Healy» (Чикаго). Для столь важного события была приглашена одна из выдающихся арфисток современности – заслуженная артистка Российской Федерации, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и частый гость Новосибирска Ирина ДОНСКАЯ. Знаменитый музыкант выступила со Студенческим симфоническим оркестром имени И.И. Соллертинского под управлением заслуженного деятеля искусств России, профессора Новосибирской консерватории Виктора Меликовича МИНАСЯНА.

    В начале концерта кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки и проректор вуза по научной и творческой работе, Ольга Александровна Светлова, произнесла вступительное слово, рассказав о значении «Петербургского проекта», который приурочен к Году культуры в России. 2014 год очень важен для истории страны и культурных связей Ленинграда и Сибири, в первую очередь, 70-летием снятия блокады вокруг Ленинграда советскими войсками. В этом году также празднуются юбилеи самых ярких отечественных музыкальных деятелей ХХ века, жизнь и творчество, которых связаны с культурными пространствами Ленинграда и Сибири: 75–летие со дня рождения выдающегося композитора Бориса Ивановича Тищенко, 90–летие со дня рождения народного артиста СССР, дирижёра Арнольда Михайловича Каца, 70–летие со дня смерти замечательного искусствоведа Ивана Ивановича Соллертинского. Ведущая вечера представила исполнителей необычного концерта-презентации и упомянула, что в программе прозвучат произведения петербургских и новосибирского композиторов.

    Музыкальный вечер состоял из двух частей, первая – премьерная, где слушатели могли получить эстетическое удовольствие от красоты вида и звучания новой арфы. Солистка Ирина Донская играла пятичастный концерт для арфы с оркестром Б. Тищенко, посвящённый ей композитором.

    После несмолкающих аплодисментов слушателей, в полной тишине, на динамике пианиссимо, прозвучал напев у кларнета, вызывая ассоциацию с игрой пастушка ранним утром. Поочерёдно, то арфа, то потом опять кларнет проигрывали эту мелодию, обогащая новыми хроматическими звуками. Иногда короткий мотив на стаккато фортепиано прерывал этот длящийся диалог двух музыкантов. Постепенно партия арфы становится сольной, изначальная тема перерастает в красивейшую бесконечную мелодию, здесь солистка прекрасно показала своё мастерство в игре на инструменте. Со вступлением струнной группы оркестра напряжение возрастает, внося мрачный оттенок. Оркестр оживает, происходит игра тембров отдельных инструментов, ускоряется темп, разливают виртуозные пассажи арфы и в итоге в кульминации тема приобретает черты гимна. В самом конце первой части сочинения возвращается мелодия с чертами народного наигрыша у солистки на фоне выдержанной педали струнной группы. Неожиданно после достижения состояния умиротворения в первой части, вторгается гротесковая вторая. Здесь царят духовая и ударная группы оркестра, создавая что-то зловещее и потустороннее. Запомнилась игра фаготиста, нарочитая и напористая, настойчивый мотив этого инструмента напомнил тему нашествия из 7-й симфонии Шостаковича. Такому негативному действу противостоит виртуозная игра пассажей арфистки. Ещё можно много вспоминать об удивительной музыке Б. Тищенко и яркой игре музыкантов, но хотелось особо отметить исполнение четвёртой части - по сути это квартет голоса, арфы, флейты и ксилофона. Трогательный вокализ Яны Белозёр в сочетании с нежным и воздушным звуком арфы магически завораживали внимание слушателей.

    Перед антрактом было исполнено блестящее и многообразное «Скерцо» Андрея Молчанова, современного новосибирского композитора. Автор произведения сидел в зале во время исполнения и заслуженно внимал бурным аплодисментам зала.

    Во втором отделении слушатели погрузились в иное временное и культурное пространство. Масштабную 10 симфонию Шостаковича исполнил студенческий оркестр под управлением профессора Виктора Меликовича Минасяна. Оркестрантам предстояла сложная задача донести слушателям волевое и смелое начало в музыке, драматизм, накал борьбы, ведь за пультами сидело много студентов с первых курсов. Молодых музыкантов можно поздравить с прекрасным исполнением.

    Единственное, что немного вызвало грусть в этот вечер – это полупустой зал. А ведь возможность услышать игру настоящего мастера на арфе и расширить свой музыкальный кругозор выпадает нечасто.

    Итак, открытие творческого проекта «Санкт-Петербург- Ленинград - Сибирь: Диалог культур» прошло на высоком профессиональном уровне. В последующие два дня ожидается не менее интересная программа мероприятий: научная конференция, мастер-класс и два вечерних концерта.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки