Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ" №3 (24), Июль 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_24/?page=search

     
    Ленинград – Санкт-Петербург – Новосибирск

    Нехаева Д.

    «Я очень благодарна судьбе и людям за этот замечательный проект!»

    Нехаева Дарья

    студентка III курса ТКФ

     


    С 28 по 30 апреля 2014 года в Новосибирске прошел уникальный всероссийский творческий проект «Санкт-Петербург – Ленинград – Сибирь: диалог культур». В рамках проекта в стенах Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки состоялись концерты студентов и педагогов консерватории с участием Заслуженной артистки России Ирины Донской, арфа (Санкт-Петербург). Мастер-класс и сольный концерт Ирины Донской, научно-практическая конференция «Диалог культур как фактор развития национального музыкального искусства», а также презентация социальной сети для музыкантов Splayn, разработанной Московской консерваторией.

    28 апреля перед концертом-презентацией состоялась пресс-конференция с одним из авторов проекта, кандидатом искусствоведения, доцентом, проректором по научной и творческой работе НГК им. М.И. Глинки О.А. Светловой и гостем проекта, заслуженной артисткой России, профессором СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова И.А. Донской.

    В связи с тем, что творческий проект «Санкт-Петербург – Ленинград – Сибирь: диалог культур» осуществляется в Новосибирске впервые, прессу интересовали, прежде всего, организационные вопросы: кому принадлежит идея, как она возникла, кем и как разрабатывался проект и т.д.

    На эти вопросы обстоятельно ответила Ольга Александровна Светлова.

    По ее словам, идея данного проекта возникла не случайно. Два года назад Новосибирская консерватория уже проводила подобный «мемориальный» проект, посвященный 110-летию со дня рождения И.И. Соллертинского, выдающегося искусствоведа, художественного руководителя Ленинградской филармонии, чье имя и судьба навсегда связаны с Новосибирском.

    Творческий проект 2014 года – «Санкт-Петербург – Ленинград – Сибирь: диалог культур» – является своего рода продолжением этого проекта. 2014 год, названный в России годом культуры, имеет особое значение для истории культуры нашей страны; культурных связей Ленинграда и сибирских городов. Этот год объединяет несколько памятных дат отечественной музыкальной культуры XX века: 75-летие со дня рождения народного артиста РСФСР, композитора Бориса Ивановича Тищенко, не раз бывавшего в Новосибирске, 90-летие со дня рождения народного артиста СССР, дирижера Арнольда Михайловича Каца, выпускника Ленинградской консерватории, и 70-летие со дня смерти Ивана Ивановича Соллертинского.

    Название «Санкт-Петербург – Ленинград – Сибирь: диалог культур» подчеркивает важность этого проекта, как факта сохранения культурно-исторической памяти сибиряков, гордящихся своими культурными связями и хранящих преемственность.

    Почетной гостьей проекта стала Ирина Анатольевна Донская, не раз бывавшая в нашем городе, в частности, вместе со своим супругом, композитором Б.И. Тищенко.

    Собственно, сама идея проведения данного проекта родилась, в частности, благодаря И.А. Донской, которая приняла предложение ректора консерватории, доктора искусствоведения, профессора К.М. Курлени выступить на концерте-презентации новой оркестровой арфы американской компании «Lyon & Healy» (Чикаго). Дальше идею подхватил дирижер Студенческого симфонического оркестра имени И.И. Соллертинского, заслуженный деятель искусств России, профессор В.М. Минасян, который составил программу концерта из произведений Тищенко, Шостаковича и Молчанова. В дальнейшем проект разрабатывался совместными усилиями И.А. Донской, К.М. Курлени, О.А. Светловой, Б.А. Шиндина, В.М. Минасяна, А.А Паримана и др.

    Остальные вопросы пресс-конференции были адресованы И.Р. Донской. Надо сказать, что Ирина Анатольевна принадлежит к той плеяде исполнителей, которые сыграли важную роль в истории отечественной музыки. Профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженная артистка России, ученица выдающейся арфистки Татьяны Тауэр (ученицы знаменитой Веры Дуловой), Ирина Донская ведёт активную концертную деятельность: выступает с сольными программами, играет в составе различных камерных ансамблей и в сопровождении оркестров. С ней охотно сотрудничают крупнейшие отечественные и зарубежные дирижёры. Репертуар арфистки охватывает сочинения разных эпох и стилей – от средневековья до сочинений ныне здравствующих авторов. Для выдающейся арфистки пишут, ей посвящают свои произведения крупнейшие российские композиторы: Г. Банщиков, Э. Патлаенко, Л. Пригожин, С. Слонимский.

    На пресс-конференции Ирина Анатольевна поделилась своими воспоминаниями о предыдущих визитах в Новосибирск. Она с большой теплотой отзывалась о нашем городе, с которым ее и Б.И. Тищенко многое связывало. По словам И.Донской, Тищенко очень любил бывать в Новосибирске. Здесь исполнялась, в частности А.М. Кацем, музыка композитора, здесь впервые был поставлен балет Тищенко «Ярославна». Новосибирск также был для Бориса Ивановича городом, где жили близкие ему люди – И. Толмачева, с которой композитор вел всю жизнь переписку, А.Ф. Муров и др. Особо интересно было услышать от И.А. Донской, что Тищенко считал Новосибирскую консерваторию лучшей из консерваторий.

    В наш город Ирина Анатольевна приезжала несколько раз. В 70-х годах вместе с Новосибирским симфоническим оркестром под управлением А.М. Каца она играла на сцене Новосибирской филармонии. Последний по времени ее приезд состоялся в прошлом году, арфистка дала совместный концерт с камерным оркестром Новосибирской филармонии. Именно этот прошлогодний приезд Ирины Донской подарил нам встречу с ней в этом году. О новой арфе, приобретенной консерваторией, Донская сказала, что это потрясающая арфа, что такого чудесного инструмента нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. По ее словам, на ней очень приятно музицировать и для нее большая честь играть на таком инструменте.

    На вопрос, советовался ли Б.И. Тищенко с ней при написании своего знаменитого арфового концерта, Ирина Анатольевна ответила отрицательно. По ее словам, в процессе написания произведений Тищенко никогда ни с кем не советовался. Он писал свою музыку. Даже если она оказывалась сложной для исполнения, он не переделывал ее. Борис Иванович считал, что музыканты должны профессионально расти. По словам И.А. Донской, в вопросах музыки он был очень принципиальным, особенно в том, что касалось его музыки. Если оркестр что-то не играл, он забирал ноты и говорил, что премьеры не будет. И однажды, действительно, концерт отменили. И.А. Донская признавалось, что «музыку Тищенко любил сверхчеловечески».

    В завершении пресс-конференции Ирина Анатольевна поделилась своими мечтами пополнить свой репертуар некоторыми арфовыми произведениями, в том числе, переложениями для арфы, потому что очень много музыки осталось еще не исполненной.

    Показательна последняя фраза, произнесенная Ириной Анатольевной Донской на пресс-конференции: «Я очень благодарна судьбе и людям за этот замечательный проект»!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки