Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Региональный центр музыкальной науки" №3 (16), Июль 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_16/?page=search

     
    Страницы музыкальной жизни Новосибирска

    Соколова Л.

    "Музыкально-просветительская деятельность поляков в Новониколаевске"

    Соколова Людмила

    студентка IV курса ТКФ

     


    Неоценимый вклад в культурное развитие города Новониколаевска (нынешнего Новосибирска) внесли иностранцы, прибывавшие в Сибирь с европейских территорий Российской империи на протяжении длительного времени1. В связи с этим необходимо рассказать о малоизвестной музыкально-просветительской деятельности польских переселенцев, в частности, таких деятелей, как Стефан Николаевич Завадовский (1886 – 1917 гг.) и Ядвига Свенторжецкая (урожд.- Цывинская).

    Известно, что основателем первой частной музыкальной школы и музыкально-драматического общества в Новониколаевске был поляк из семьи политических ссыльных, выпускник Московской консерватории С. Н. Завадовский2. На страницах многотомника «Музыкальная культура Сибири» содержится достаточно подробная информация об уставе школы, согласному которому в учебном заведении предполагались младший, средний и старший классы. Немаловажно то, что обучаться музыке имели возможность «лица обоего пола всех сословий». Известно, что в школе преподавались курсы игры на фортепиано, скрипке, виолончели, духовых инструментах, а также пение. Помимо специальных дисциплин планировалось преподавание уроков теории, контрапункта, инструментовки и истории музыки, поскольку цель школы, как отмечал С. Н. Завадовский, заключалась в том, чтобы дать учащимся среднее музыкальное образование и подготовить к поступлению в консерваторию. Информация о столь важном событии в жизни города была размещена в объявлении на страницах местной газеты, из которого стало известно, что «обязательные предметы» – сольфеджио, теорию, гармонию и хоровое пение преподавал сам С. Н. Завадовский. Кроме того в приведенном здесь же списке педагогов-музыкантов, фигурирует фамилия преподавателя по специальности «рояль» – выпускницы Варшавской консерватории Я. С. Шабаловской, которая судя по всему также имела польское происхождение.

    Организатором школы планировалась достаточно активная музыкально-просветительская деятельность, в частности, организация «ряда закрытых, открытых и публичных ученических и камерных (преподавательских) вечеров»3.

    И. Ф. Цыплаков пишет, что: «создание музыкальной школы явилось огромным событием в культурной жизни города. Она положила начало систематическому распространению музыкальной грамоты, более широкой пропаганды музыкальных знаний. Уже в конце сентября 1916 г. преподаватели школы дали большой концерт, на котором исполнялись произведения Бородина, Чайковского, Шопена, Грига, Крейцера и др. <…> А 5 сентября 1917 г. в зале городского корпуса ученики музыкальной школы свободного художника С. Н. Завадовского дали в городе первый публичный концерт»4.

    К этому же времени относится организация музыкально-драматического общества, главной задачей которого было содействие музыкальному образованию и музыкальному искусству в г. Новосибирске5.

    Таким образом, С. Н. Завадовский был весьма примечательной и инициативной фигурой в культурной жизни города, несмотря на то, что период его пребывания и деятельности в Новониколаевске был весьма непродолжительным (с мая 1916 г. по 1917 г.6).

    Примерно в это же время, двумя годами позже (в 1918 г.), выпускницей Парижской консерватории Я. Свенторжецкой, была открыта еще одна частная музыкальная школа7. Оказавшись в Сибири вместе с мужем, отбывавшим ссылку, Я. Свенторжецкая в целях заработка организовала несколько частных музыкальных школ в Хабаровске, Чите, а затем и в Новониколаевске. Как и в школе С. Н. Завадовского, предполагалось обучение игре на инструментах (фортепиано, скрипке, виолончели и др.), пению, теории, истории музыки, а также класс ансамбля. Основываясь на информации, полученной из личного дела Я. Свенторжецкой, Т. А. Роменская отмечает поразительную тщательность разработки программы обучения. Примечательно то, что для оканчивающих школу рекомендовался курс методики педагогической работы. Этот факт имеет особое значение, поскольку специализированная подготовка музыкантов-педагогов была весьма необходима для основания системы музыкального образования в Новониколаевске.

    Таким образом, достаточно активная жизнь и деятельность поляков в Новониколаевске заложила благодатную почву для дальнейшего развития культуры города.

     


    1Причины проникновения иностранцев в Сибирь были различные – это ссылка, направление на военную и административную службу, депортация и т.д.
    2Школа располагалась по адресу ул. Кузнецкая 8, ее открытие состоялось 1 сентября 1916 г.
    3Музыкальная культура Сибири: в 3 т.: Т. 2. Музыкальная кульутра Сибири от походов Ермака до Октябрьской революции. Кн. 2. Музыкальная культура Сибири второй половины XIX – начала XX века / Т.А. Роменская, Б.В. Селиванов. – Новосибирск: НГК м. М.И. Глинки, 1997. – С. 424
    4Цыплаков И. У колыбели искусства и милиции города // Советская Сибирь. – 2001. – № 20. С. 3
    5Тарновская Н.Н. Из жизни польских переселенцев Новониколаевска // Сибирская Полония. – 2001. № 3 (39). – С. 5.
    6Во время работы с источниками было обнаружено расхождение фактов, касающихся биографии С.Н. Завадовского. Так, например И.Ф. Цыплаков в статье «У колыбели искусства и милиции города» (Сов. Сиб. 2001, 1 февр., С. 3) пишет, что Стефан Николаевич в марте 1917 г. был избран главным комиссаром городской милиции и внезапно скончался июня 1917 г. в Новониколаевске. В то же время Т.А. Роменская указывает, что С.Н. Завадовский покинул Сибирь еще в годы февральской революции [С. 426].
    7Школа располагалась на улице Потанинской 28.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки