Новость о том, что на X Рождественский фестиваль искусств в Новосибирск приезжает Михаил Плетнев, стала для нас, профессиональных музыкантов-пианистов, весьма приятной. Еще бы, вновь услышать великолепный Российский национальный оркестр, увидеть маэстро за дирижерским пультом, как видели в декабре 2011 года, -– ни с чем не сравнимое удовольствие. Но стоп, подождите. Оказывается, Михаил Плетнев приезжает вовсе не как дирижер. За пределами Москвы, впервые за последние семь лет, Михаил Плетнев дает фортепианный концерт. И эту возможность, услышать гения, победителя конкурса Чайковского, можно назвать настоящим Рождественским чудом.
Наконец вот она – заветная дата, 1 декабря. Первый день зимы. Кружащийся в вечернем воздухе пушистый снег, заметающий крыльцо Государственного концертного зала им. А. Каца, создает у спешащих на концерт слушателей ощущение праздника. Все под стать этому настроению: украшенные коридоры, лестницы, парапеты, и, конечно, рождественская елка в зале. Все замерли в предвкушении волшебства.
Концерт открылся увертюрой к опере Моцарта «Дон Жуан». За дирижерским пультом – голландский музыкант Конрад ван Альфен. Все очень точно, строго, выдержано. Роковая музыка, симфония борьбы жизни и смерти стала своеобразной прелюдией концерта. Нельзя не отметить исключительную мужественность и артистизм дирижера, уверенно ведущего за собой наш филармонический оркестр.
Отзвучали последние аккорды, и наступил тот самый миг. Вот выдвинули препарированный рояль, закрепили его на сцене, открыли крышку. И под шквал аплодисментов появился Михаил Плетнев. Исключительно скромный, словно стесняющийся бурных оваций музыкант приветствовал зал легкими кивками головы. В его программе фортепианные концерты В. А. Моцарта и Й. Гайдна. Никакого пафоса, самолюбования, цирковой, показательной виртуозности. Все в стиле маэстро: глубоко философски, немного аскетично, логично и выверено до последней ноты, последнего штриха.
Таких пианистов в мире очень мало. Таких, для которых внешний блеск, лоск и виртуозность не становятся самоцелью. Таких, которые несут в себе культуру прошлого, XX века, где в почете была именно духовность и эмоциональная глубина. Слава пианиста-виртуоза прочно закрепилась за Плетневым еще в юности, но он не пошел у нее на поводу. Его музыка – другая. Чистая, совершенная, невинная, не тронутая шквалом трансцендентной техники, современных новшеств и отчаянных выдумок, когда стремятся показать что-нибудь необычное, сыграть так, как не играли до этого. То, что творил за роялем Михаил Плетнев – невероятно. Ведь каждый звук был произведением искусства. Он не играл для публики, а играл для себя, или, может, для кого-то, кто находится выше. Так играл Э. Гилельс в последние годы своей жизни. Рояль был его посредником в общении с Богом. Он играл для Него и только…
Хочется поблагодарить Новосибирскую филармонию за то, что позволила нам в тот день присутствовать на этом Событии и, конечно, сказать огромное человеческое спасибо Михаилу Плетневу за свершившееся чудо. Ведь его концерт обладал целебным очистительным эффектом, который заставил не столько забыться и насладиться прекрасным исполнением, сколько задуматься над ценностями современного фортепианного искусства.
|