Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "И.И. Соллертинскому посвящается…" №1 (18), Январь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_18/?page=search

     
    Творческие портреты

    Максимов А.

    "Творческий портрет Федора Дружинина"

    Максимов Андрей

    магистрант НГК

     


    Фигура Ф.C. Дружинина является одной из знаковых для отечественной культуры XX века. Его вклад в развитие российской альтовой школы неоспорим. Являясь продолжателем традиций таких мастеров как Соколов и Борисовский, Дружинин оставил большое творческое наследие. Сейчас мы отдаем должное Дружинину не только как исполнителю, но и как педагогу. Федор Серафимович воспитал целую плеяду талантливейших исполнителей на альте. И здесь можно упомянуть имена таких музыкантов, как Ю. Башмет, Ю. Тканов, М. Ситковская, А. Бобровский, С. Ракитчиков и других, не менее известных исполнителей. Помимо этого Ф.С. Дружинин известен в музыкальных кругах и как композитор. Из-под его пера вышел ряд замечательных произведений для альта-solo и альта с сопровождением других инструментов.

    Формирование будущего художника началось ещё в детстве. Свои первые уроки он получил в пятилетнем возрасте. Большое музыкальное влияние на Федора оказал его дядя – Александр Николаевич. Как и большинство альтистов, начинал Дружинин в качестве скрипача. Позже молодой человек был зачислен в ЦМШ по классу скрипки и композиции. В начале войны Федор вместе с мамой, работавшей в концертной бригаде, принимал участие в концертах – играл на скрипке перед ранеными в госпиталях Москвы и Подмосковья. Из воспоминаний самого Дружинина: «Я не бросал заниматься на скрипке, правда, играл не то, что следовало бы, а то, что нравилось и привлекало меня. Я очень любил звуки скрипки и вообще её всю, как нечто живое и чудесное…, в своем отношении к этому благороднейшему творению рук человеческих я был верен и в защите его даже агрессивен».

    Исполнительство Дружинина как музыканта на альте началось в двенадцатилетнем возрасте, то есть в 1944 году. Причиной такого важного шага стал переход в класс Н. Б. Соколова, который, собственно, и посоветовал перейти на альт. В своих воспоминаниях Дружинин очень тепло отзывается о своем первом учителе, который предопределил его профессиональный путь.

    С 1950 года Дружинин учится в Московской консерватории в классе В. Борисовского. Уже вскоре юный музыкант – лидер класса и получает высокие оценки среди музыкантов-профессионалов. Именно с этого момента Дружинин становится продолжателем традиций русской альтовой школы, основанной Борисовским. Вполне закономерным стало успешное выступление Дружинина на трёх конкурсах, проводившихся в 1957. На всех трёх альтист заработал первые премии. Успех на конкурсах положил начало интенсивной концертной деятельности Дружинина в качестве солиста Московской филармонии.

    70-80-е года ознаменованы интенсивной концертной деятельностью, о чем говорит обширнейший репертуар исполнителя. Вот некоторые из его авторов: И. С. Бах и его сыновья, Телеман, Цельтер, Стамиц, Ролл, Шуберт, Шуман, Брамс, Моцарт, Берлиоз, Глинка, Рубинштейн. Вместе с тем, вкусы Дружинина «выкристаллизовывались» на протяжении всего его творческого пути. Однако единственным, к кому музыкант обращался постоянно, остался Бах.

    Высокий уровень мастерства и профессионализма Дружинина проявили себя не только в сольном исполнении на альте, но и в ансамблевом музицировании. В период с 1964 по 1988 годы альтист работал в Квартете имени Бетховена, где сблизился с рядом замечательных музыкантов: Д. Цыгановым, В. и С. Ширинскими, Н. Забавниковым, О. Крысой, Е. Альтманом. В составе этого ансамбля Дружинин принимал участие в премьерных исполнениях квартетов Шостаковича, в том числе, Тринадцатого, посвященного Борисовскому.

    В 1981 году Дружинин был приглашен на Международный конгресс альтистов в Канаду. В Торонто с аншлагом прошел сольный концерт музыканта. В это время Дружинин часто выезжал за границу, где работал на курсах интерпретации. В 90-е годы музыкант завершает свою исполнительскую карьеру ввиду тяжелой болезни. В это время Дружинин целиком посвящает себя творческой деятельности.

    В своей исполнительской деятельности Ф. Дружинин являл собой тот тип музыканта, который ставит замысел композитора в процессе своей интерпретации превыше собственных музыкально-эстетических воззрений и взглядов. Исполнение этого музыканта всегда отличалось виртуозностью техники и владения звука, филигранностью и отточенностью всех деталей и нюансов музыкального текста, стилевой выверенностью трактовок. Исполнительская деятельность Ф. Дружинин вывела альт на новый уровень развития инструмента, окончательно утвердив в его заслуженных правах.

    Член Союза композиторов России, этот замечательный человек оставил значительное творческое наследие: среди его сочинений симфония для двух альтов, вокальная музыка, где особое место занимают духовные хоры и музыка к драматическим спектаклям. Однако наиболее ярко композиторский талант Ф. Дружинин проявил, прежде всего, в сфере камерных сочинений для солирующего альта. Среди них ведущие позиции занимают ансамбли с альтом и голосом.

    Наследие музыканта свидетельствует о том, что Ф.С. Дружинин обладал собственным композиторским стилем. Однако большую часть жизни считал себя в этой области скорее любителем. Ранние свои сочинения Дружинин создавал в русле педагогических устремлений. О Сонате для альта соло композитор свидетельствовал, в частности: «По мнению моих коллег альтистов, сочинение восполнило ту пустоту, которая была в альтовом репертуаре более позднего периода после знаменитой Сонаты ор. 25, № 1 Хиндемита». Тем не менее, создание музыки диктовалось, все же, свободой композиторского выбора.

    В процессе творчества у Дружинина сложился круг творческих пристрастий и жанровых предпочтений. В начальном периоде на первый план выходят инструментальные произведения – от пьес малой формы, до крупных концертных композиций и симфонизированных полотен: Соната, Дуэт для двух альтов «Sinfonia a due», «Блудный сын» для баса и альта, Концерт. В чисто фактурном отношении пьесы Дружинина близки стилю Бартока и особенно Хиндемита. Опора на полифонические методы развития говорит о точках соприкосновения композиций Дружинина с миром музыки Баха и Шостаковича. Об этом же свидетельствует особый тип драматизма и открытость экспрессии, свойственные многим инструментальным концепциям композитора-альтиста. Как противовес этому выступает большая роль песенного начала, кантилены, нередко окрашенной в национально русские тона.

    Особую глубину композициям Дружинина придает монологическое начало: автор нередко повествует как бы от первого лица. Важную роль играет процессуальность. Исполнительски свободное вхождение Дружинина в сферу современной музыки способствовало насыщению его сочинений элементами техник композиции ХХ века. В поздних работах мастер стремится к иным типам фактуры, чаще использует инструмент в сопровождении фортепиано или в разных по составу ансамблях: Трио, Квартет и Секстет.

    Многие сочинения композитора были восприняты его современниками с истинным воодушевлением. Элементы мастерства обнаруживаются коллегами-исполнителями уже в его ранних произведениях. Сейчас произведения Ф.С. Дружинина прочно вошли в репертуар современного альтового исполнительства.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки