Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "И.И. Соллертинскому посвящается…" №1 (18), Январь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_18/?page=search

     
    Творческий проект
    «Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны»,
    посвященный 110–летию со дня рождения Ивана Ивановича СОЛЛЕРТИНСКОГО.
    Начало.

    Больных И.

    "На одном дыхании…"

    Больных Ирина

    студентка IV курса ТКФ

     


    Концерт, открывший трёхдневный творческий проект Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки «Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой отечественной войны. К 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Соллертинского» состоялся 6 декабря 2012 года в Большом зале консерватории. На концерте присутствовало приличное количество слушателей. Зал был почти заполнен!

    Открыла концерт «Праздничная увертюра» A-dur, ор. 96, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, сочинённая в 1954 г., которая в этот день была исполнена студенческим симфоническим оркестром им. И.И. Соллертинского, под руководством дирижёра, Заслуженного деятеля искусств России, профессора Виктора Меликовича Минасяна. Стоит отметить, что наш студенческий оркестр лишь недавно был назван в честь такого гения отечественной культуры, как И.И. Соллертинский. И, наверное, именно это произведение и именно этого композитора не случайно начинало программу концерта. Всё очень просто… дело в том, что Шостакович и Соллертинский были очень хорошими друзьями. Этот факт может подтвердить и обращение в письме Шостаковича Соллертинскому: «Мой единственный друг…».

    Из уст замечательного лектора Большого зала консерватории, профессора Бориса Владимировича Робинсона, слушатели узнали, что этот опус был сочинен по заказу Большого театра и даже имел честь исполняться на открытии Олимпийских игр 1980-го года в Москве. Произведение соответствовало и характеру, и тематике концерта. Торжественная, величественная, помпезная и пафосная «Увертюра» заканчивалась грандиозным апофеозом! «Праздничную увертюру» публика встретила очень тепло.

    Лектор произнёс со сцены поздравление к 110-летию со дня рождения И.И. Соллертинского, которое прислал специально к этой серии концертов и конференций в НГК сын Д.Д. Шостаковича – Максим Дмитриевич Шостакович. И это очень тронуло всех.

    Еще несколько слов о Б. В. Робинсоне. Он мне очень импонирует как лектор. Рассказывает всё кратко, лаконично, мастерски подбирает материал, приводя интересные факты, цитаты из писем, подключая ко всему этому и свой тонкий юмор!

    Продолжила концерт Девятая симфония Д.Д. Шостаковича, Es-dur, ор. 70, в 5-ти частях без перерыва, написанная в 1945 году. Симфония, которую Б.В. Робинсон назвал «симфонией-скерцо», как известно, посвящена событиям Великой Отечественной Войны. Произведение продолжительностью 26 минут, исполнил студенческий оркестр НГК им. М.И. Глинки. Настроение симфонии было интерпретировано преимущественно в приподнятом духе, контраст вносила лишь медленная IV часть, насыщенная трагическими образами.

    После небольшого антракта завершением этого вечера стало исполнение вокально-симфонической поэмы на слова Е. Евтушенко для баса, хора и оркестра – «Казнь Степана Разина», ор. 119, сочинённая в 1964 году. Поэму исполняли: Заслуженный артист России Николай Лоскуткин (бас), камерный хор Новосибирской филармонии и хор студентов дирижёрского факультета НГК им. М.И. Глинки, дирижировал хором народный артист России, доцент – Игорь Юдин, а также симфонический оркестр им. И.И. Соллертинского под руководством В.М. Минасяна. Произведение, продолжительностью 38 минут отражало в себе картину народной трагедии, в которой сгущены трагедийно–драматические краски. После неторопливого эпического оркестрового вступления рассказчик-солист преподносит своё суровое и сдержанное повествование. Нагнетается напряжение, растёт динамика. Подключается хор – выкрики и завывания толпы. После кульминации всей поэмы слушатели услышали биение набата, мрачных колокольных ударов, которыми и закончилось произведение.

    По общему мнению, концерт прошёл вполне успешно. В зале постоянно ощущалась особое искреннее сопереживание, тёплая атмосфера, которая сохранилась до самого конца. Слушатели выходили с концерта в хорошем настроении и положительными эмоциями.

    Мне удалось получить интервью у одной из исполнительниц концерта – Алины Тороповой, студентки II курса ОФ (скрипка) НГК им. М.И. Глинки, которое, на мой взгляд, передаёт “живую” энергетику и атмосферу этого вечера.

    Ирина Больных (И.Б.) –Алина, поделись своими впечатлениями о сегодняшнем концерте.

    Алина Торопова (А.Т.) – «Впечатления сплошь положительные. Концерт получился просто замечательный! Программа была очень разнообразной и думаю, что слушалась интересно».

    И.Б. –Что тебе больше понравилось, запомнилось из концерта?

    А.Т. – «Из всей программы мне больше всего понравилась поэма «Казнь Степана Разина». У меня от ее исполнения даже “мурашки” были по коже... Очень жаль, что эта программа уже сыграна и мы не скоро вернёмся к ней… Очень ярко прозвучала и «Праздничная увертюра». Сыграли её удачно. Сегодня она мне тоже очень понравилась, хотя за время репетиций успела немного приесться».

    И.Б. – Какое из произведений, по твоему мнению, более сложно технически в исполнении?

    А.Т. – «Я считаю, что все произведения Шостаковича, исполненные нами, были примерно на одном уровне сложности, но в симфонии конечно наибольшее скопление сложных мест. Это и не мудрено. Ведь это симфония, да ещё и в 5-ти частях! Дмитрию Дмитриевичу было где “развернуться”» (смеётся).

    И.Б. -  Заметила ли ты какие-нибудь неточности в сегодняшнем исполнении? Если да, то какие и в чём они проявлялись?

    А.Т. – «Я даже не осмелюсь сказать, что это неточность, но когда трубы и валторны начали играть первые аккорды «Праздничной увертюры», то на первой секунде аккорд был немного фальшивым. Где то на 1/8 тона. Потом они, конечно, подстроились. Больше ничего криминального не слышала. Хотя..., в симфонии во II части в самом конце у одного скрипача «сдали нервы», и он немного раньше сыграл последнюю ноту pizzicatto. Может, в зале и не было этого слышно..., но факт остаётся фактом».

    И.Б. – Но в целом, как ты считаешь, концерт прошёл успешно?

    А.Т. – «Я считаю, что концерт прошел очень удачно. Большую роль, конечно, сыграла эффектность «Праздничной» и «Казни…», но многое ведь зависело и от исполнения! Люди, слушавшие нас в зале, говорили после концерта, что они и не почувствовали, что «Казнь Степана Разина» длилась почти 40 минут! И я с ними абсолютно согласна: вся программа сыгралась «на одном дыхании»!».

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки