Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "И.И. Соллертинскому посвящается…" №1 (18), Январь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_18/?page=search

     
    Творческий проект
    «Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны»,
    посвященный 110–летию со дня рождения Ивана Ивановича СОЛЛЕРТИНСКОГО.
    Начало.

    Машевская А.

    "День второй творческого проекта
    в восприятии его участников"

    Машевская Анастасия

    магистрантка НГК

     


    7 декабря творческая встреча деятелей культуры Петербурга и Новосибирска памяти И.И. Соллертинского подошла к зениту. По установившемуся правилу трехдневной культурной программы днем осуществлялись чтения докладов конференции, раскрывались известные и неизвестные горизонты, охваченные его деятельностью, а вечерами на концертах звучали сочинения мэтров памяти музыковеда. Не менее интересными кроме рассказов о И.И. Соллертинском были и волны прилегающих тем: исполнительские школы Петербурга в Новосибирске, эвакуация в грозные военные годы деятелей и деяний искусств, творчество сибирских композиторов в память о Петербурге и мн. др.…

    По поводу впечатлений о конференции мы обратились с вопросами к ее участнице – кандидату искусствоведения, доценту Жанне Алийевне Лавелиной.

    – Скажите, пожалуйста, какой из докладов Вам показался наиболее интересным? Актуальным в сложившейся проблематике отечественного академического музыкознания?

    – Трудно говорить об одном докладе. Прежде всего, наверное, нужно отметить грамотное построение конференции: то есть привлечение не только музыковедческих работ, но и исполнительских выступлений с докладами, исторических, контекстовых материалов, связанных с устными источниками. Поэтому назвать какую-то одну интересную тему нельзя.

    Среди представленных материалов хотелось бы сразу выделить доклад магистрантки Анастасии Максимовой о японских связях Соллертинского, прекрасно подготовленный с ее научным руководителем, М. Ю. Дубровской. То есть прозвучали некоторые сведения, которые мне, например, были неизвестны до сих пор. Безусловно, стоит отметить первый доклад, озвученный профессором из Санкт–Петербурга Н. Х. Орловой. Доклад А.С. Молчанова о Щербачёве оказался интересен в плане знакомства с фигурой композитора и его творчеством.

    – Что подтолкнуло Вас остановиться на избранном срезе заглавной темы конференции?

    – В общем, я представила одну из составляющих свой кандидатской диссертации, защищенной в 2005 году. В задачи работы входило составить определенную хронологию отечественной брамсианы. Здесь невозможно было пройти мимо фигуры И.И. Соллертинского, который оставил первый яркий след в этой области. Поэтому доклад не рождался – он был. Конечно, Соллертинский оставил крайне мало работ по Брамсу, но каждое в них слово сегодня на вес золота. Его труды цитатами «разбежались» по работам музыковедов, которые сегодня занимаются творчеством этого композитора.

    – Какие еще моменты конференции Вы могли бы отметить?

    – Конечно, нельзя не сказать о фильме «Культура, сбереженная сибиряками: Историко-культурный проект «900 дней братства», показанном в конце конференции. Это было очень трогательно, своевременно. Связи Петербург-Новосибирск с акцентом, конечно, на военные годы, в нем прекрасно отражены, в рамках красок этой краткой документальной ленты. Немало порадовал эпизод фильма с оркестром Арнольда Каца, когда, кроме всего прочего, среди оркестрантов видишь сплошь знакомые лица.

    – Как Вы считаете, опыт проведения подобных мероприятий можно считать успешным?

    – По сегодняшнему дню и по отзывам о вчерашнем творческом дне – безусловно. Такое количество материалов, гостей, сибирских представителей музыкальной мысли, интересных тем – все это, конечно, приятно. Более, чем удачно, я думаю.

    – Как по-Вашему, могла бы иметь место в нашей научно–творческой жизни традиция подобных интеллектуально-творческих встреч?

    – На самом деле, в виду того, что подобные встречи, посвященные И.И. Соллертинскому, состоялись не единожды, это уже становится традицией. И, конечно, хочется, чтобы она окрепла и сохранилась.

    ***

    Вечер «второго дня», как говорилось ранее, порадовал новосибирцев концертом камерной музыки. В программе – Четыре номера из камерной композиции «Блокиана» Аскольда Мурова (№9 «Муж ушел», №11 «На улице дождик и слякоть», 312 «Милая девушка, что ты колдуешь», №17 «Рожденные в годы глухие»); русская народная песня «Снеги белые» в обработке Георгия Иванова; его же «Посвящение» (трио для фортепиано, скрипки и виолончели 1985 года) и Трио памяти И.И. Соллертинского Дмитрия Шостаковича.

    Исполнителями концертной программы были: лауреат Всероссийского конкурса Ирина Новикова (сопрано), лауреат Международных конкурсов Марина Резникова (фортепиано); дипломант международного конкурса Карина Миносян (фортепиано), лауреат международного конкурса Ирина Рузыкулова (скрипка) и лауреат международного конкурса Ирина Темирбаева (виолончель). К солистке трио Ирине Темирбаевой, мы и обратились.

    – Чем обусловлен выбор программы?

    – «Тематикой концерта, конечно (улыбается), и, в целом, темой всего творческого проекта:«Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны.К 110-летию со дня рождения И.И. Соллертинского». Отсюда и Иванов, и Шостакович. Без трио последнего, конечно же, нельзя было обойтись».

    – Часто ли Вы вообще обращаетесь к музыке Д.Д. Шостаковича?

    –«К Шостаковичу обращаемся не так часто, как хотелось бы. Конечно, в нашем репертуаре всегда что-то есть из сочинений великого композитора: сегодня это виолончельный концерт №1,трио памяти Соллертинского, несколько квартетов. В театре нередко исполняем Праздничную увертюру, год назад играли «Антиформалистический раек».

    – А что Вас привлекает в музыке этого художника?

    – «Музыка Шостаковича занимает особое место, ее нельзя спутать ни с чем иным. Я думаю, привлекает, в первую очередь, ирония, такой яркий сарказм и глубина композиторской мысли, – это не может оставлять равнодушными ни исполнителей, ни слушателей».

    – Что было главным в создании образа? Послужило толчком, стимулом?

    – «Не знаю, как ответить на этот вопрос. Для начала мы послушали различные исполнения этого трио. А дальше работа сама собой развернулась. Если говорить конкретно за себя, то, разумеется, были свои детали. Например, в первой части у виолончели очень ответственная партия, так как трио начинается с флажолетов (что трудно как в техническом, так и в психологическом, эмоциональном отношении). Я долго настраивалась, чтобы их сыграть.

    Третья часть – диалог скрипки и виолончели.Во время репетиций мы нередко шутили,что я, то есть виолончель – Шостакович,а вторая Ира (скрипка) – Соллертинский, которые и ведут беседу.

    Были определенные трудности с финалом. Некоторые исполнители воспринимают четвертую часть Трио памяти Соллертинского как "Еврейскую свадьбу". Мы коллективно выступили категорически против такого образа.Считаем,что финал сочинения – это то, что в музыке принято называть «танцем на могилах».

    Ну а в остальном… Старались следовать указанным темпам, нюансам, вкладывать смысл в каждую ноту; не забывали о том, что Трио носит трагедийный характер, и если здесь и есть юмор, то только очень специфичный, саркастической окраски».

    – В чем специфические сложности трио Шостаковича?

    – «В эмоциях. Такое произведение трудно играть именно психологически, поскольку оно очень трагичное. Есть музыкальные фрагменты, где просто тяжелым осадком остается какое-то жуткое впечатление (например, collegno в финале, имитирующее стук костей; флажолеты и пр.). Конечно,требовалось немало и физических сил,так как в партитуре часто встречается аккордовая фактура у всех инструментов трио. Сложны развернутые фрагменты, когда у скрипки и виолончели необходимо было зажимать четыре струны одновременно,что приводило к усталости мышц. И дальше нет пауз, то есть, естественно, нет возможности хоть немного отдохнуть.

    Вообще, конечно, в трио много сложных мест: техника быстрого переноса правой руки во 2 части, аккордовая фактура и мелкая техника у фортепиано, сложный ритмический рисунок при общей полиритмии в финале, в дуэтном фрагменте фортепиано и скрипки. Словом, всего и не перечислишь...»

    – В программе концерта были также сочинения двух выдающихся композиторов, профессоров кафедры композиции и инструментовки Новосибирской консерватории Аскольда Мурова и Георгия Иванова. Скажите, насколько часто Вы обращаетесь к музыке сибирских композиторов, в том числе современных?

    – «К творчеству сибирских композиторов обращаемся и впрямь часто, наверное, потому что наш профессор, В.М. Минасян, много лет играл в Сибирском трио, которое было прикреплено к Союзу Сибирских Композиторов. Сам Виктор Меликович исполнял множество сочинений сибирских композиторов, ну, а в нашем репертуаре пока трио И.Сальниковой, И. Хейфеца (Трио-реквием), К. Дембского, Г. Иванова. Далее из сибирской музыки планируем сыграть трио Ю. Юкечева».


    Итак, по восприятию участников второй день этого неординарного творческого проекта Новосибирской консерватории по всем меркам прошел успешно. И в преддверии третьего, заключительного, этапа остается только один вопрос: «Что день грядущий нам готовит?»

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки