Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "И.И. Соллертинскому посвящается…" №1 (18), Январь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_18/?page=search

     
    Творческий проект
    «Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны»,
    посвященный 110–летию со дня рождения Ивана Ивановича СОЛЛЕРТИНСКОГО.
    Начало.

    Максимова А.

    "Иван Иванович Соллертинский и Новосибирск"

    Максимова Анастасия

    магистрантка НГК

     


    Иван Иванович Соллертиснкий6 декабря 2012 г. в Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки стартовал творческий проект 2012–2013 гг. «Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной Войны», посвященный 110–летию со дня рождения Ивана Ивановича СОЛЛЕРТИНСКОГО.

    Способен ли один человек повлиять на судьбу культуры целого города? Определенно способен. Доказать это не сложно, ведь вся история человечества создается руками выдающихся личностей. Людей, которые своей волей и своими действиями сумели подчинить себе непокорную судьбу. Для нашего города таким человеком стал Иван Иванович Соллертинский — человек во всех отношениях уникальный, личность с большой буквы.

    В своем дневнике Соллертинский когда-то написал: «Новосибирск — город немузыкальный». И действительно, в те страшные для России 40-е годы Новосибирск был не только не музыкальным, но и «некультурным». Тогда ещё не были организована филармония, оперный и драматический театры. Ни о каких регулярных концертах и речи быть не могло! Понятно, что для И.И. Соллертинского — человека высокого искусства, привыкшего вращаться в соответствующей среде — Новосибирск, вероятно, казался глухой провинцией. В настоящее время такое трудно себе представить, ведь наш город является культурной столицей Сибири. Одну из ключевых ролей в процессе приобретения Новосибирском нынешнего статуса сыграл И.И. Соллертинский. Новосибирск не остался в долгу перед этим, не побоюсь этих слов, великим человеком. Его наследие не забыто, а имя навсегда вошло в анналы истории нашего города.

    Творческий проект «Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске» как раз и является данью уважения современных новосибирских музыкантов к деятельности И.И. Соллертинского в нашем городе. Открылся фестиваль пресс-конференцией, в которой приняли участие руководство консерватории, гости из Санкт-Петербурга, студенты и педагоги Новосибирской консерватории. В состав делегации из северной столицы вошли: Михаил Семенович Уваров – доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Любовь Михайловна Мосолова – доктор искусствоведения, профессор Российского государственного университета им. А.И. Герцена и Надежда Хаджимерзановна Орлова — доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. В самом начале встречи члены делегации выразили слова благодарности ректору Новосибирской консерватории, доктору искусствоведения, профессору Константину Михайловичу Курлене – за теплый прием и оказанное внимание. Константин Михайлович провел с гостями из Петербурга весь день, сопровождая их в экскурсии по нашему городу.

    Между прибывшими гостями и студентами Новосибирской консерватории состоялась пусть и короткая, но очень интересная беседа. Были затронуты различные вопросы, касающиеся предстоящего мероприятия и личности самого И.И. Соллертинского. Как выяснилось, инициатива проведения фестиваля принадлежала обеим сторонам – Санкт-Петербургу и Новосибирску. Два этих города имеют настолько близкие и паритетные связи, что осуществление задуманного проекта просто не могло принадлежать только одной стороне. В связи с этим тут же, то есть на самой пресс-конференции, были предложены дальнейшие проекты, основанные на совместном сотрудничестве. К примеру, Л.М. Мосолова предложила в будущем провести конференцию сходной тематики, которая могла бы называться «Новосибирск – Санкт-Петербург: грани культурного сотрудничества».

    На вопрос профессора М.Ю. Дубровской о том, кем же все-таки был И.И. Соллертинский – лектором, музыковедом, театроведом или культурологом, гости из Петербурга единодушно признали, что выделить доминирующую сферу в его многогранной деятельности очень сложно. Он был всем – и потрясающим лектором, и гениальным музыковедом, и выдающимся культурологом, как, впрочем, и многие другие петербуржцы – крупнейшие деятели гуманитарной науки, например, академики Д.С. Лихачев и Н.И. Конрад.

    К глубочайшему нашему сожалению, время пресс-конференции было ограничено – всего полчаса. Сразу после этого всем участникам было предложено пройти в Большой зал консерватории, где состоялся концерт в честь открытия фестиваля. Мероприятие такого масштаба не могло не вызвать живейший интерес со стороны новосибирской публики, поэтому зал был почти заполнен. Половину слушателей составляла студенческая молодежь, что очень порадовало, ведь именно молодому поколению предназначено осуществлять связь музыкальных времен.

    Выражу мнение большинства присутствовавших в зале в этот вечер: концерт удался на славу! Программа целиком была составлена из произведений Д.Д. Шостаковича, что вполне логично, ведь Дмитрий Дмитриевич был близким другом И.И. Соллертинского. «Мой единственный дорогой друг», – именно так гениальный композитор обращался в своих письмах к И.И. Соллертинскому.

    Вступительная речь лектора – профессора Бориса Владимировича Робинсона – как всегда отличалась красочными образными характеристиками, большой информативностью и вызвала немалый интерес не только у слушателей, но и со стороны самих исполнителей, находившихся в это время на сцене.

    Честь открывать концерт была поручена Студенческому симфоническому оркестру имени И.И. Соллертинского. Стоит сказать, что присвоение коллективу подобного статуса (ведь раньше он был просто Студенческим оркестром) стало приятной новостью, как для слушателей, так и для самих оркестрантов. Последним это в некоторой степени польстило, ведь теперь оркестр, в котором они играют, носит имя легендарной личности.

    Настроению праздника как нельзя лучше соответствовало исполнение «Праздничной увертюры» Д.Д. Шостаковича. Произведение это было написано композитором по случаю очередной годовщины Октябрьской революции и, что закономерно, имело большую популярность в советское время. Тот факт, что оркестру было присвоено имя И.И. Соллертинского, особым образом повлиял и на исполнение. Оркестранты под грамотным руководством заслуженного деятеля искусств России, профессора Виктора Меликовича Минасяна, в полной мере сумели выразить основное настроение и характер исполняемого произведения.

    Следующей, в соответствии с заявленной концертной программой была исполнена Девятая симфония Д.Д. Шостаковича – произведение, как известно, вызвавшее в свое время неоднозначное отношение со стороны критиков и ряда музыкантов. Симфония входит в число так называемых «военных» симфоний композитора, что заведомо ориентирует слушателей на определенные образы, ассоциации и настроения. Однако данное сочинение абсолютно противоречит ожиданиям, чему способствуют прозрачность фактуры и оркестрового письма и, в целом, его камерность. Было весьма приятно слышать, что исполнение Девятой симфонии Студенческим оркестром полностью совпадало с замыслом композитора. Коллектив сумел передать камерными средствами внутреннюю динамику развития и весь спектр разнообразных образов, заключенных Шостаковичем в эту симфоническую концепцию.

    Во втором отделении концерта прозвучало одно произведение – симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» для баса, хора и симфонического оркестра, на слова Е. Евтушенко. Солировал заслуженный артист России Николай Лоскуткин, исполняли Студенческий симфонический оркестр, Камерный хор Новосибирской филармонии и Хор студентов дирижерского факультета Новосибирской консерватории (художественный руководитель – народный артист России, доцент Игорь Викторович Юдин).

    «Казнь Степана Разина» – монументальное полотно, явившееся вершиной развития эпической линии в творчестве Д.Д. Шостаковича. Произведение поражает своей величественностью. И дело даже не в его масштабах (поэма длится 38 минут). «Казнь Степана Разина» – произведение глубоко трагичное, требующее от исполнителей и слушателей огромных душевных сил. Образы, которые в нем заключены, поражают своей обреченной и неумолимой стремительностью. И вновь высокой оценки заслуживает работа дирижера – В.М. Минасяна, добившегося от нашего оркестра нового уровня звучания.

    Как написал в Приветственном слове проекту сын И.И. Соллертинского, Дмитрий Иванович, «очень радостно, что дела и труды Ивана Ивановича живут в Новосибирске, их ценят музыканты, творческие люди, общественность города». И, действительно, личность Ивана Ивановича Соллертинского даже сейчас, спустя 68 лет, прошедших со времени его кончины в Новосибирске, продолжает влиять на культуру нашего города, музыкальную жизнь нашей консерватории.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки