Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "И.И. Соллертинскому посвящается…" №1 (18), Январь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_18/?page=search

     
    Поразмыслим о профессии

    Толпыго Е.

    "Наша сила и наша слабость
    (академический музыкант в условиях современной глобализации)"

    Толпыго Екатерина

    магистрант НГК

     


    Глобализация: хорошо это или плохо для нашего будущего? Сказать, что в этом есть и плюсы, и минусы – значит не сказать ничего. Иногда, плюсов бывает на 10%, а минусов – на 90% и наоборот. Глобализация – слишком мощный процесс, чтоб к нему относиться нейтрально. Она всё больше и больше захватывает нашу планету. Глобализация – это не открытие 20 века, но главной особенностью процесса глобализации 20 - 21 веков является то, что она носит преимущественно экономический характер.

    Поразмыслив и изучив прессу, я решила поделиться с читателями своими умозаключениями по теме, которая мне представляется очень актуальной: академический музыкант в условиях современной глобализации.

    Положительные черты глобализации:

    Она значительно увеличивает плотность «информационного потока», дает шанс локальным культурам вырваться за пределы своей этнической или национальной традиции, об­рести дополнительные стимулы собственного развития и отражается на тех процессах, которые протекают в культуре и отдельных ее сферах: искусстве, науке, воспитании и образовании.

    Благодаря современным информационным технологиям человек мирового сообщества получил возможность познакомиться с беспредельностью и многообразием культурных процессов, которые ранее ему не были доступны. В настоящее время виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, существующие в «мировой информационной паутине», дают возможность познакомиться со всем тем, что было создано человеческим гением независимо от того, где находятся те или иные шедевры: в Париже, Санкт-Петербурге, Брюсселе, Токио или Вашингтоне. Для миллионов любознательных исследователей стали доступны хранилища крупнейших библиотек мира, фондами которых на протяже­нии столетий пользовался узкий круг лиц, занимающихся зако­нотворчеством, преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. С помощью глобальных сетей Internet современные музыканты и композиторы имеют возможность учиться в других странах, гастролировать и общаться с коллегами по всему миру.

    Глобализация усилила интенсивность культурного (и не только) обмена, расширила круг тех, кому не безразлична судьба человечества. Заинтересованная личность совершает бесконечный процесс пере­хода из одного культурного пространства в другой, черпая все лучшее, что создано за всю историю человечества. Благодаря глобализации стали доступны самые сокровенные открытия в истории, природе; достижения духовной и художественной культуры. Она сделала прозрачными национальные границы для талантов и практически стерла ограниче­ния на перемещение художественных открытий по всему миру. В любое время можно познакомиться с творчеством выдающихся исполните­лей, дирижеров, художников, режиссеров, многие из которых ныне проводят за рубежом значительно больше времени, чем у себя на родине.

    Сегодня никого не удивляет, если на сцене Большого или Мариинского театров осуществляется по­становка спектакля французским балетмейстером, немецким или американским режиссером; если на Красной Площади поют величайшие вокалисты мира и выступают звезды мировой эстрады. Результаты творчества в условиях глобализации становятся дос­тоянием всего человечества, и это прекрасно!

    Идеи, симво­лы, знания и умения, накопленные тем или иным этносом, народом получают распространение в других культурах мира, способствуя формированию у различных народностей более точно­го представления о том, что собой представляет та или иная культура, какое место она занимает среди множества национальных и этнических культур.

    Однако в глобализации имеется немало и негатива.

    Отрицательные черты глобализации:

    В духовной жизни народов глобализация означает определенную стандартизацию культуры, подразумевает ослабление национальных традиций, разрушение многовекового менталитета. В России подобный процесс реализуется в функциях управления, всеобщей образовательной реформе. Мне подобными актами видятся, например, объединение университетов и специализированных образовательных учреждений в комплексы, включение ЕГЭ в сферу общеобразовательной подготовки, тестирования в профессиональное образование. Схематизм и механистичность, увы, активно вытесняют из области образования творческий поиск, личностную духовную свободу, эмоциональную интерпретацию, так свойственные традициям отечественного просвещения.

    Глобализация неизбежно приближает все цивилизации к стереотипу и шаблону, аналогично мировому господству (как не вспомнить Замятина и Бредбери). В быту это отражается в повсеместном некритичном увлечении Internet, заменившем книги, карандаши и ручки, мольберты, музыкальные инструменты… Боюсь, что требования к качеству и содержанию образования постепенно подменятся оценкой качества и количества его компьютерно-информационного обеспечения, глобальные сети вытеснят непосредственное общение, мобильные телефоны, особенно, институт SMS–сообщений, низведут живой литературный язык до уровня междометий и односложных определений (в духе Эллочки – знаменитого персонажа Ильфа и Петрова).

    Глобализация уже привела к коренным изменениям в системе взаи­моотношений между народной, массовой и элитарной культурой, она понизила статус духовности и общечеловеческих ценностей. Все эти понятия сегодня многими воспринимается, в основном, как средство, способствующее достижению жизненного успеха и материального благополучия. Одновременно глобализация возвеличила мас­совую культуру, превратив ее в ведущий показатель «качества духовной культуры». Но ведь чисто массовая культура рассчитана на удовлетворение невзыскательных вкусов обывательской части населения. Все империи деградировали и гибли, когда главной потребностью общества становилась потребность: «Хлеба и зрелищ»!

    Может ли наступить рай на земле, если люди теряют свою человеческую сущность, теряют человеческое достоинство, развращаются? Будет ли рай земной, если люди, вопреки заповедям, вместо борьбы с собственными пороками стремятся их ещё больше культивировать, предлагая отсутствие цензуры и свободу от нравственных норм? Станет ли человечество решать глобальные проблемы, важнейшая из которых – это деградация духовности, если каждый человек будет замкнут на собственном «Я»?

    Под воздействием глобализации осуществляется насиль­ственное навязывание нравственных и духовных ценностей образцами американ­ской массовой культуры, телевидение превращается в безнравственного воспитателя, массовая культура в ее урбанизированном варианте становится доминирующей, угрожая каждой национальной культуре потерей самобытности и своеобразия, накопленных столетиями и тысячелетиями уникального духовного опыта.

    Недаром пишут, что подобные процессы в культуре способствуют изменению структуры духовного сознания людей, деградирует культурный уровень общества, расширяются зоны функциональной безграмотности людей с деформированной психикой и искаженными представлениями о добре и зле, прекрасном и безобразном.

    Под влиянием глобализации (прежде всего в образовании и средствах массовой коммуникации) русская разговорная речь и письменные тексты насыщаются чужеродными языковыми заим­ствованиями абсолютно бессмысленными с точки зрения норм русского литератур­ного  языка.  Как было сказано еще Гердером: «Всякий язык – это сосуд, в котором отливаются, сохраня­ются и передаются идеи и представления народа. Особенно, ес­ли народ привязан к своему языку и всю свою культуру выво­дит из языка». Современный разговорный «сленг» молодежи абсолютно лишен информативности, позитива и это хорошо слышно на улицах в разговорах молодых людей, увы, увы...

    Принятие подобных установок широкими массами (а именно к этому стремятся идеологи глобализации) чрезвычайно опасно, так как нация, признавшая свое духовное поражение, не может сохранить свой креативный потенциал и быть активным историческим субъектом, оказывающим влияние на процессы, протекающие в различных сферах жизни общества.

    Каждый раз, возвращаясь домой, в Россию, с удовольствием смотрю российское телевидение (прежде всего – программу «Культура»); на многих каналах демонстрируются фильмы и передачи, в которых проповедуются моральные нормы и нравственные ценности.

    Вместе с тем, все чаще замечаю, что появляются программы, дублирующие иностранные телепередачи, а экран заселяют отечественные и зарубежные криминальные боевики, а негативная информация о катастрофах и чрезвычайных происшествиях появляется чаще оптимистических обзоров!

    Между прочим, в Испании на бесплатных телеканалах только игры, гадания и новости, все остальное, то есть, весь потенциал мировой культуры, в том числе, музыкальной (!) – за отдельную плату.

    Уверена, что сохранение духовной самобытности и культурного своеобразия – это одна из за­дач, без решения которой нельзя вести речь о развитии человечества. Ведь духовно и нравственно развитый человек никогда не примет насилия ни по отношению к другому человеку, ни по отношению к природе (культурный человек не оскорбляет окружающих и не бросает мусор на тротуар). С мелочей, с неправильного индивидуального поведения человека вырастают и глобальные проблемы. Лучше сказать, что глобальные проблемы коренятся в сознании человека, и пока он его не преобразует, они не исчезнут и во внешнем мире. Решить эту глобальную проблему – трудно. Механическим путем это сделать невозможно, ее решение связано с воспитанием и формированием духовно-нравственной культуры личности.

    Академические музыканты, в отличие от людей других профессий, имеют великие преимущества.

    Первое – язык музыки не имеет границ. Но язык академического музыкального искусства нужно уметь понимать, это требует определенной подготовки слушателей: она столетиями осуществлялась в культурных центрах мира.

    Второе – классическая и народная музыка являются прекрасным воспитателем человеческих ценностей и личностей, что великолепно демонстрирует сложившаяся во многих странах, в том числе, в России, система музыкального образования и воспитания, давшая миру огромное созвездие образованнейших и интеллигентнейших людей!

    Третье: именно эти талантливые люди – профессиональные музыканты – способны поставить своим высоким искусством заслон всей пошлой, наносящей огромный вред масскультурной продукции!

    Таким образом, мне представляется, что, учитывая современные тенденции наметившейся всеобщей глобализации и унификации культурных потребностей, каждое государство должно быть главным пропагандистом, использующим все доступные рычаги, призванные способствовать сохранению, поддержке и развитию величайших достижений мировой художественной культуры и неповторимой самобытности отечественной духовной культуры. Другими словами: всемерно поддерживать непрерывное восполнение новых кадров талантливых профессиональных музыкантов!

    И последнее: российская культура и просвещение наработали многовековой опыт духовного воспитания, в частности, музыкального. Давно говорится, что «заброшенный храм заселяют черти»...

    Воспитывать, конечно, трудно, но перевоспитывать гораздо сложнее и бесперспективнее. И глобализация может быть полезной, если ее семена попадают в подготовленную почву.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки