25 марта в концертном зале НСМШ в рамках смотра фортепианных отделений ссузов Западной Сибири состоялась встреча с заслуженным деятелем искусств РФ, профессором Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Мэри Симховной Лебензон. Эта встреча явилась первым событием из числа запланированных мероприятий и была посвящена презентации музыкального пособия «Й. Гайдн. Соната e-moll. Работа над произведением».
Каждая встреча с М.С. Лебензон является событием в музыкальном и педагогическом мире нашего региона. Вот и сегодня концертный зал собрал многих педагогов и учащихся музыкальных школ, колледжей, училищ, а так же Новосибирской консерватории. Известная каждому музыканту способность Мэри Симховны научить, объяснить и сделать понятным создает систему «учитель-ученик» в пространстве «сцена – зрительный зал». А кто такой ученик? Это тот, кто готов доверять педагогу, идти к новому, постигать новое. Заполненный зал, наличие блокнотов и тетрадок, в которых конспектировалась ценная информация, подтверждали готовность, заинтересованность профессиональной аудитории и необходимость данной встречи.
Раздавшиеся звуки фортепианной сонаты погрузили в атмосферу XVIII века, венского классицизма, сонатного творчества той эпохи. После такого введения весьма логичным оказался рассказ о времени, в которой творил Й. Гайдн, об идеях, витавших в воздухе. Всес удовольствием слушали о становлении личности композитора, особенностях его темперамента, интересных чертах характера.
Все время звучали фрагменты разных сонат Й. Гайдна, демонстрировавших разноплановость его композиторского творчества, звучали они с особой искренностью и легкостью. Анализ сонаты e-moll стал итогом и подтверждением всего сказанного. Последовательно останавливаясь на каждом важном элементе, не пропуская мельчайших деталей, Мэри Симховна объясняла путь к постижению нужного смысла, его понимания и дальнейшего донесения до слушателя.
Интересным и показательным стал отзыв педагога Новосибирского музыкального колледжа им. Мурова Риммы Алексеевны Никитенко, присутствовавшей на выступлении М.С. Лебензон.
– Римма Алексеевна, расскажите о своих впечатлениях от данной встречи.
– Впечатления совершенно изумительные. Во-первых, вы сами понимаете, что это за человек, что значит личность Мэри Симховны. Это великий педагог! Я не постесняюсь этого слова. Сегодняшняя лекция еще раз подтвердила это. М.С. Лебензон – не просто преподаватель по классу фортепиано, это еще и педагог изыскатель, педагог аналитик, педагог способный обобщить очень многое. И что важно, это просто выдающийся человек.
Она имеет совершенно потрясающее сознание, интуицию, чувствование, а главное – необыкновенную любовь к людям! Это сквозит во всем.
Вы знаете, сегодня многие преподаватели никогда и ни за что не раскроют секреты своего мастерства. М.С. Лебензон, напротив, с большой любовью относится к каждому музыканту, готовому учиться, с невероятной щедростью одаривает своими знаниями, самыми сокровенными и может быть даже тайными. Она готова открыть коллегам пути, по которым сама пришла к пониманию.
– Сегодня немало было сказано о личности композитора. По вашему мнению, насколько это важно при работе над произведением?
– Думаю это первостепенно, особенно на начальном этапе знакомства с сочинением. Вот, например, сегодня, Мэри Симховна недаром подчеркивала важные черты в характере Й. Гайдна, такие как изысканность, аккуратность. Ведь действительно как часто это отражается в его произведениях. Мы же видели сегодня как, например, музыкальная тема, каждый раз, появившись в очередном разделе формы, была преподнесена по-новому – с иными гранями, с другим характером. Тема всегда будет немного другой – не это ли яркое проявление изысканности? А штрихи? Насколько детально композитор работает с каждой мелкой деталью!
Безусловно, многое из того что сегодня прозвучало, было нам известно, но именно сегодня я еще раз полюбила Й. Гайдна!
М.С. Лебензон всегда с такой теплотой и искренностью рассказывает о каждом композиторе. Он становится для нас живым, настоящим, что дает возможность прикоснуться к бесконечно гениальному. И это важно почувствовать и понять.
Сама я всегда буду вспоминать точное замечание Мэри Симховны о творчестве Й. Гайдна и нашем восприятии его: «Достаточно популярным является обращение к сонатам Гайдна в раннем возрасте учащихся, многие начинают знакомство с крупной формой именно с его сонат. Позже, возвращаются к исполнению Й. Гайдна в разные этапы своего пианизма. Но только с определенным опытом, как профессиональным, так и жизненным, находишь себя комфортным в его творчестве. И только тогда появляется понимание, что это и есть настоящий шедевр, который навсегда останется шедевром. Приходит осознание того, что все сделано тонко, гениально, «без единого узелка»…
|