Наконец, конкурсные состязания молодых хормейстеров по сольфеджио остались позади. И, пожалуй, теперь самое время поговорить с теми, кто в прямом смысле слова своими руками, умами и голосами преодолевал этот двухдневный «кросс». Мы обратились с вопросами к конкурсантам старшей группы Наталье Черниковой (Рубцовский государственный музыкальный колледж, класс преподавателя Сусоевой Л.Ф.) и Антонине Машенковой (НМК им. А.Ф.Мурова, класс преподавателя Лапкиной М.П.).
1.Каковы Ваши впечатления по прошедшему событию?
Наталья: Впечатления очень приятные. Атмосфера в консерватории теплая, а прием радушный. Сам конкурс в целом задуман интересно и увлекательно, а что еще нужно? (улыбается)
Антонина: Положительные, конечно. Вообще, сильные конкуренты, ребята молодцы. Особенно приятные воспоминания о маленьких, из младшей группы. То, что они делали, было попросту трогательно и во многом удивительно: действительно, в столь юном возрасте им удаются такие непростые вещи в сольфеджировании.
2.Был ли у Вас прежде опыт участия в конкурсах подобного рода?
Наталья: В конкурсах именно по сольфеджио прежде не участвовала, однако, опыт самой «состязательности», безусловно, есть – я принимала участие в различных конкурсах по специальности, в том числе в прошлом году в г. Красноярске.
Антонина: Опыт был, только не в музыке. А после перевода из Тамбова, здесь, в Новосибирске, я действительно впервые участвую в конкурсе, тем более по сольфеджио (смеется).
Анастасия (репортер): И, тем не менее, столь успешно.
3.Какое задание на Ваш взгляд было наиболее интересным, творческим?
Наталья: Наиболее увлекательная, конечно, импровизация. Я, разумеется, не блестящий сочинитель (смеется), но, поскольку с детства пою, то выработалась потребность сочинять подголоски, особенно на известные темы. Причем во все стороны: и сверху, и снизу, и с отклонением в джазовую стихию, и так далее. Ну и последнее задание, безусловно, очень интересно. Я все-таки занимаюсь хоровой деятельностью, поэтому работа с коллективом для меня всегда увлекательна.
Антонина: Ну, конечно, импровизация. Это хорошая возможность показать себя… не как композитора, конечно…
Анастасия: Аранжировщика?
Антонина: Да, что-то в этом духе (улыбается). И, разумеется, последнее задание с квартетом. Не просто что-то написать, выйти, спеть, сыграть, а почувствовать себя дирижером: предложить свое видение, свои решения, попробовать повести за собой. И главное ребята в квартете отзывчиво подошли процессу: буквально подхватывали и воплощали каждое мое пожелание.
4.Какой тур показался наиболее сложным?
Наталья: Для меня наиболее сложным является пение одноголосного номера, то есть это первый тур.
Анастасия: В чем именно сложность?
Наталья: Как объяснить? Музыкальная память у меня неплохая, оперативно схватывать материал – не проблема. Но одно дело, когда ты держишься хотя бы в двухголосии, когда у тебя есть партнер. Речь идет даже не о поддержке в интонации, а именно о зрительной составляющей навыка чтения с листа. Я по природе певец, а не аналитик, когда я вижу в том же двухголосии, что наши партии движутся в терцию или образуют некий интервал, мне нужно «понимать» мою ноту – я пою на интуиции. В одноголосии этого, понятное дело, нет.
Антонина: Да каждое задание было сложное. Другое дело, что в первых турах лично я при всем своем серьезном отношении не до конца понимала, что происходит. Ну, задание и задание, что тут такого? (смеется). А собственно, по сложности, наиболее тяжелым был первый тур. Дальше все стало приятно и ясно, даже цель.
5.Дорог ли Вам сам состязательный момент в соревновании?
Антонина: Ну, конечно, да. Хотя, наверное, у меня не так много опыта, чтобы судить об этом.
Наталья: Вы знаете, соревновательный момент особой ценности не вызывает. У меня изначально не было этакого боевого желания победить. Я ехала-то сюда в первую очередь, получить удовольствие. Понимаете, у меня самые обыкновенные способности, чему научилась за четыре года, то и показываю на конкурсах. Поэтому впадать в ломку от результатов не вижу смысла. В прошлом году на дирижерских конкурсах было то же самое. Меня интересует сам процесс, я настолько увлекаюсь происходящим, что конечная цель, финал, как-то стирается до легких очертаний силуэта, и уже не так важно, что именно там будет. Разумеется, если получается, если удается, если оказывается победа, я радуюсь, но если нет, не расстраиваюсь – главное-то я уже получила.
6.Как давно Вы пребываете в этой профессии?
Наталья: Я пришла в музыку в шесть лет и сразу – в хоровой класс. Иными словами, я с детства пела, и с первых же буквально дней в рот заглядывала педагогу. Было безумно интересно понять, что он делает, как, хотелось как можно скорее впитать это, овладеть, так сказать, магией ауфтактов и всем остальным. Ну а после школы дорога всем известна (смеется).
Антонина: В хоре-то я тоже пою с шести лет. Пела до четырнадцати, потом ушла. Прожила год без музыки и поняла, что не могу. Закончила девятый класс – и по прямой в колледж на дирижера.
7.Планируете продолжать?
Антонина: Конечно. В ближайших перспективах конкурс по дирижированию, который будет проходить у нас в колледже 15-го марта.
Анастасия: Наверняка, уже готова программа?
Антонина: Ну, работаем (улыбается).
Анастасия: Осветите программу, пожалуйста.
Антонина: Обязательное произведение у всех конкурсантов – «Облака проносятся в небе» В. Тормиса, обязательно в программе должно быть произведение Д.Верди, ну и третий тур представлен свободным произведением. Мы выбрали хор цыган из оперы «Алеко» Рахманинова.
Наталья: Самым дерзновенным образом. И потом, разве можно это бросить? (улыбается)
|