Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Незабываемое" №2 (19), Апрель 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_19/?page=search

     
    Конкурсы, смотры, фестивали.
    Смотр фортепианных отделений ССУЗов Западной Сибири.

    Машевская А.

    «Слепой музыкант»

    Машевская Анастасия

    студентка IV курса ТКФ

     


    Смотры и прослушивания в мире музыкального искусства – обычное дело. Мы наблюдаем исполнителей самого разного уровня мастерства постоянно, начиная от небольших, локальных состязаний и заканчивая международными. В прослушиваниях подобного рода сложился определенный стереотип: чем значительнее смотр и чем старше, «маститее» исполнители, тем лучше звучит программа. Что ж, в большинстве случаев этот шаблон себя оправдывает. Однако всегда приятно, когда находится один или два человека, которым удается нарушить пресловутое клише. И неважно как: качеством исполнения или некой моложавостью.

    Александр РыжиковВ процессе прослушивания участников конкурса мы видели множество привычных, традиционных в лучшем смысле слова «полотен»: полные внутренней решимости и собранности, выходили исполнители и «дарили» слушателям шедевры музыкальной классики. Выходили все, кроме одного. Александра Рыжикова, учащегося первого курса Бийского государственного музыкального колледжа (младше многих других участников смотра), вывели под руку…

    Когда юноша сел за рояль и заиграл органную Токкату и фугу d-moll И.С. Баха (обработка Немировского), в сознании в полный рост выстроились ассоциации с недугом слепоты большого музыканта. Барочная композиция, проникнутое неким высоким пафосом исполнение, особая «традиция», связывающая фигуру органиста и слепца, как отмеченного Божественной печатью художника – все рисовало образ не только внутри звучащего произведения, но во многом – вокруг него. Даже дальше: ассоциация незрячего музыканта за акустической громадой церковного органа (а Александра мы сейчас причисляем к этой традиции именно в силу выбранного к презентации сочинения) уводит к образу Святой Цецилии, чье имя происходило с одной стороны от названия древнеримского рода Cecilian, а с другой, по мнению исследователей, к латинскому названию слепоты caecitas. И смысл был именно в том, что Святая Цецилия, покровительница в первую очередь духовной музыки, своим пением и игрой исцеляла этот недуг.

    Кажется, еще со времен Ландини (если не раньше) установилась традиция служения за храмовым органом музыкантов, волею судеб лишенных зрения. Мы заговорили об этом не случайно: Александр (класс преподавателя Н. И. Безденежных) вытянул из рояля все «органные» соки, какие в нем только могли быть (понятно, что молодому человеку не раз доводилось играть на самом органе). Сильные стороны музыканта: высокотехничное исполнение, одно из лучших в Смотре воплощение так называемой тирассной динамики, почти «молоточковая» дикция, половодье звуков и звучности, а главное – сама подача Баховского шедевра. Алексадр Рыжиков не просто воспроизвел нотный текст – в каждом звуке и в каждой паузе он воссоздал по-барочному острый нерв значительности человеческой жизни как Божественного творения и волеизъявления и… её ничтожности как простого, обыденного существования. Нерв смирения и терзания, нерв, «высекающий огонь из груди», причем огонь гераклитовский – тот, с которого все началось и которым все закончится. Нерв Евангелистских страстей, наконец, которому единственно подходит слово – «строгость».

    Под впечатлением от прослушивания я обратилась к Александру Рыжикову с вопросами:
    - Александр, кто стал инициатором выбора программы?
    - А.Р.:
    Ну, главное слово сказал педагог, конечно.
    - У Вас были другие варианты? Или предложение преподавателя оказалась созвучно Вашим предпочтениям?
    - Нет, других вариантов не было.
    - Стало быть, Токката и фуга Вам близка?
    - Близка? Не знаю, мне отчего-то кажется, что она звучит во мне.
    - Думаю, это и стало основой впечатления, которое произвело Ваше исполнение.
    - Вполне возможно (улыбается)
    - Наверняка, Вы сели за инструмент в очень юном возрасте?
    - Да, я коснулся клавиш в возрасте трех лет.
    - Это был рояль?
    - Обычное небольшое фортепиано (смеется).
    - Итак, вся Ваша жизнь прошла в музыке. Думаю, нет смысла спрашивать, останетесь ли Вы в этом мире дальше. Какие наиболее значительные выступления в своей практике, будь то концертные или конкурсные, Вы можете назвать?
    - У меня было выступление в Америке, в Лос-Анджелесе. Там впервые сбылась моя мечта сыграть на органе. Знаете, мне очень нравится органная музыка, из-за чего некоторые даже думают, что я католик.
    - Тяга к органу наверняка сыграла свою роль в выборе конкурсной композиции? Ведь не секрет, человек берется зато, что ему интересно.
    - Конечно. Вообще, из классического наследия мне более всего близка полифония. Я обожаю Баха и слушаю его по многу часов.
    - Как по Вашему, кто-нибудь из современных авторов пишет для органа так, чтобы Вам хотелось взяться за произведение?
    - Нет, не думаю..
    - Хорошо, вернемся немного назад. Как Вы оказались в Америке?
    - Дело в том, что сначала я выступал на Международном фестивале «Хрустальная Магнолия» в Сочи. Не хочу хвастаться, но получилось так, что я взял Гран При. Причем вышло забавно. Я поехал с бабушкой, мы остановились в гостинице. Уже после выступлений, но до объявления результатов из нашей школы позвонил зам.директора. И я слышу за соседней стенкой разговор. Что Саша Рыжиков взял Гран При. Сначала принял это за обман, потом воспринял в шутку, с бабушкой вместе посмеялись. После в наш номер заходит преподаватель и спрашивает: «Знаете новость?». Да, мы с бабушкой знали.
    - И после всех этих событий Вас и пригласили в Америку?
    - Да. Двенадцать часов лету над океаном (улыбается). Там мне и удалось впервые сесть за орган. Пастор потом даже руку пожал.
    - Что это было за место? Церковь?
    - Правильнее сказать, костёл. И там я понял разницу между церковным органом и академическим. Церковный тише, даже если выставить на нем tutti, он не зазвучит громче.
    - С какими еще органами Вам довелось познакомиться?
    - Трудно ответить на этот вопрос. Я играл на органе пока всего несколько раз. Но один из них – электрический. Звучит, конечно, в разы хуже классического инструмента.
    - Думаю, большинство акустических инструментов звучит лучше, чем их электрические варианты.
    - Само собой.

    Исполняет Александр Рыжиков

    Вот так просто – «само собой». Хотелось бы, чтобы также, естественно, как вдох, «само собой», на долю Александра выпало еще множество побед и достижений за его приверженность полифоническим корням, включая награду на Смотре фортепианных отделений ССУЗов Западной Сибири.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки