Смотры и прослушивания в мире музыкального искусства – обычное дело. Мы наблюдаем исполнителей самого разного уровня мастерства постоянно, начиная от небольших, локальных состязаний и заканчивая международными. В прослушиваниях подобного рода сложился определенный стереотип: чем значительнее смотр и чем старше, «маститее» исполнители, тем лучше звучит программа. Что ж, в большинстве случаев этот шаблон себя оправдывает. Однако всегда приятно, когда находится один или два человека, которым удается нарушить пресловутое клише. И неважно как: качеством исполнения или некой моложавостью.
В процессе прослушивания участников конкурса мы видели множество привычных, традиционных в лучшем смысле слова «полотен»: полные внутренней решимости и собранности, выходили исполнители и «дарили» слушателям шедевры музыкальной классики. Выходили все, кроме одного. Александра Рыжикова, учащегося первого курса Бийского государственного музыкального колледжа (младше многих других участников смотра), вывели под руку…
Когда юноша сел за рояль и заиграл органную Токкату и фугу d-moll И.С. Баха (обработка Немировского), в сознании в полный рост выстроились ассоциации с недугом слепоты большого музыканта. Барочная композиция, проникнутое неким высоким пафосом исполнение, особая «традиция», связывающая фигуру органиста и слепца, как отмеченного Божественной печатью художника – все рисовало образ не только внутри звучащего произведения, но во многом – вокруг него. Даже дальше: ассоциация незрячего музыканта за акустической громадой церковного органа (а Александра мы сейчас причисляем к этой традиции именно в силу выбранного к презентации сочинения) уводит к образу Святой Цецилии, чье имя происходило с одной стороны от названия древнеримского рода Cecilian, а с другой, по мнению исследователей, к латинскому названию слепоты caecitas. И смысл был именно в том, что Святая Цецилия, покровительница в первую очередь духовной музыки, своим пением и игрой исцеляла этот недуг.
Кажется, еще со времен Ландини (если не раньше) установилась традиция служения за храмовым органом музыкантов, волею судеб лишенных зрения. Мы заговорили об этом не случайно: Александр (класс преподавателя Н. И. Безденежных) вытянул из рояля все «органные» соки, какие в нем только могли быть (понятно, что молодому человеку не раз доводилось играть на самом органе). Сильные стороны музыканта: высокотехничное исполнение, одно из лучших в Смотре воплощение так называемой тирассной динамики, почти «молоточковая» дикция, половодье звуков и звучности, а главное – сама подача Баховского шедевра. Алексадр Рыжиков не просто воспроизвел нотный текст – в каждом звуке и в каждой паузе он воссоздал по-барочному острый нерв значительности человеческой жизни как Божественного творения и волеизъявления и… её ничтожности как простого, обыденного существования. Нерв смирения и терзания, нерв, «высекающий огонь из груди», причем огонь гераклитовский – тот, с которого все началось и которым все закончится. Нерв Евангелистских страстей, наконец, которому единственно подходит слово – «строгость».
Под впечатлением от прослушивания я обратилась к Александру Рыжикову с вопросами:
- Александр, кто стал инициатором выбора программы?
- А.Р.: Ну, главное слово сказал педагог, конечно.
- У Вас были другие варианты? Или предложение преподавателя оказалась созвучно Вашим предпочтениям?
- Нет, других вариантов не было.
- Стало быть, Токката и фуга Вам близка?
- Близка? Не знаю, мне отчего-то кажется, что она звучит во мне.
- Думаю, это и стало основой впечатления, которое произвело Ваше исполнение.
- Вполне возможно (улыбается)
- Наверняка, Вы сели за инструмент в очень юном возрасте?
- Да, я коснулся клавиш в возрасте трех лет.
- Это был рояль?
- Обычное небольшое фортепиано (смеется).
- Итак, вся Ваша жизнь прошла в музыке. Думаю, нет смысла спрашивать, останетесь ли Вы в этом мире дальше. Какие наиболее значительные выступления в своей практике, будь то концертные или конкурсные, Вы можете назвать?
- У меня было выступление в Америке, в Лос-Анджелесе. Там впервые сбылась моя мечта сыграть на органе. Знаете, мне очень нравится органная музыка, из-за чего некоторые даже думают, что я католик.
- Тяга к органу наверняка сыграла свою роль в выборе конкурсной композиции? Ведь не секрет, человек берется зато, что ему интересно.
- Конечно. Вообще, из классического наследия мне более всего близка полифония. Я обожаю Баха и слушаю его по многу часов.
- Как по Вашему, кто-нибудь из современных авторов пишет для органа так, чтобы Вам хотелось взяться за произведение?
- Нет, не думаю..
- Хорошо, вернемся немного назад. Как Вы оказались в Америке?
- Дело в том, что сначала я выступал на Международном фестивале «Хрустальная Магнолия» в Сочи. Не хочу хвастаться, но получилось так, что я взял Гран При. Причем вышло забавно. Я поехал с бабушкой, мы остановились в гостинице. Уже после выступлений, но до объявления результатов из нашей школы позвонил зам.директора. И я слышу за соседней стенкой разговор. Что Саша Рыжиков взял Гран При. Сначала принял это за обман, потом воспринял в шутку, с бабушкой вместе посмеялись. После в наш номер заходит преподаватель и спрашивает: «Знаете новость?». Да, мы с бабушкой знали.
- И после всех этих событий Вас и пригласили в Америку?
- Да. Двенадцать часов лету над океаном (улыбается). Там мне и удалось впервые сесть за орган. Пастор потом даже руку пожал.
- Что это было за место? Церковь?
- Правильнее сказать, костёл. И там я понял разницу между церковным органом и академическим. Церковный тише, даже если выставить на нем tutti, он не зазвучит громче.
- С какими еще органами Вам довелось познакомиться?
- Трудно ответить на этот вопрос. Я играл на органе пока всего несколько раз. Но один из них – электрический. Звучит, конечно, в разы хуже классического инструмента.
- Думаю, большинство акустических инструментов звучит лучше, чем их электрические варианты.
- Само собой.
Вот так просто – «само собой». Хотелось бы, чтобы также, естественно, как вдох, «само собой», на долю Александра выпало еще множество побед и достижений за его приверженность полифоническим корням, включая награду на Смотре фортепианных отделений ССУЗов Западной Сибири.
|