22 февраля завершился 10-й региональный конкурс молодых хормейстеров по сольфеджио. Заключительным аккордом этого мероприятия стал концерт, в котором приняли участие Студенческий хор Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, участники конкурса и приглашенные «звезды» – студенты разных факультетов НГК.
Передать подлинную атмосферу этого концерта невозможно, излагая лишь последовательность событий. От этого мой рассказ получился бы скучным и неинтересным. Потому попытаюсь изложить свои впечатления и описать эмоции, которых, надо сказать, в этот вечер было немало. Усевшись поудобнее примерно в середине зрительного зала я и моя подруга приготовились к «общению с прекрасным». Признаться, ожидали услышать исполнение каких-нибудь хрестоматийных хоровых произведений, вроде кантат Свиридова. Так сильно мы еще никогда не ошибались…
Первое произведение, исполненное Студенческим хором консерватории (руководитель — доцент, заслуженный артист России А. Париман) поначалу звучало и «выглядело» вполне академично: на сцене стоят хористы с серьезными лицами, у каждого в руке неизменно черная папка, поют привычной для слушателя академической манерой. Но тут – где-то к середине произведения — на серьезных лицах появляются робкие улыбки, весь хор начинает двигаться но, самое главное, музыка и, соответственно, её исполнение внезапно модулируют из строгой академичности в легкую и жизнерадостную джазовость. Это произошло настолько неожиданно, что слушатели в зале, и мы в частности, невольно тоже заулыбались. Если учесть то, что произведение имеет религиозное содержание, вполне можно себе представить всеобщее удивление зрительного зала. Как бы там ни было, концерт обещал быть интересным. И здесь мы не ошиблись.
В разрез с общепринятой традицией награждать лауреатов и дипломантов в конце или начале заключительного концерта, дипломы и подарки раздавались победителям и не занявшим мест участникам между выступлениями хора. Это придавало еще большую динамику и без того весьма динамичному концерту. Все действо вели Александр Париман и Мария Тарасенко (выпускница НГК, ученица А. Паримана). И вновь мы были поражены. В данном случае коренным изменением того, что мы привыкли слышать со сцены Большого зала консерватории: серьезных «речей» серьезных лекторов о серьезной музыке. Сегодня же было все не так: тандем ведущих всячески веселил зал зажигательными речами и раскованной манерой подачи и поведения. Большая часть произведений прозвучала под управлением М. Тарасенко. А. Париман, помимо роли ведущего, был солистом и участником хора при этом периодически позволял себе свободное перемещение по сцене. Меня очень порадовала подобная «многостаночность» — признаюсь, иногда хочется увидеть «шоу» в хорошем смысле этого слова от знакомых всем нам прекрасных академических музыкантов.
Украсили концерт приглашенные солисты, которые, отмечу, представляли собой не только дирижерский факультет. Слушатели были поражены вокалом контр-тенора И. Петрова, нежностью голоса И. Старковой и артистизмом М. Савина. Не отставал от «гостей» и сам А. Париман, человеческое обаяние и актерские способности которого никого не оставили равнодушным.
Однако, несмотря на все необычности мероприятия, от традиции никуда не деться. Концерт закончился словами благодарности всем педагогам, активно готовившим своих учеников к конкурсу и заключительной речью ректора консерватории – профессора К.М. Курлени. Финальной точкой стало совместное со слушателями исполнение «Gaudeamus».
Концерт шел около часа, и этого было недостаточно. Зрители явно не хотели расставаться с хором и его потрясающим руководителем. Жаль, что мероприятий подобного рода по известным причинам проводится очень мало. Тем ценнее каждый подобный праздник Музыки.
|