Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Год Культуры" №4 (25), Октябрь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_25/?page=search

     
    Люди моей судьбы

    Шаманина М.

    «Главное - не успех, а успеть»: вечер пяти удивлений»

    Шаманина Мария

    магистрант I курса

     


    Вечер памяти Арнольда Михайловича Каца 16 сентября, начавшийся с установки мемориальной доски, продолжился в Большом зале консерватории. Напомню, что это событие стало лишь одним из звеньев в целой цепи мероприятий, посвящённых юбилею Маэстро: 18 сентября исполнилось 90 лет со дня его рождения.

    То был чудный вечер: торжественный, даже радостный, в то же время щемящий - тоской по невозвратному.

    Для меня он начался с удивления.

    Погас свет в зале, и зазвучала увертюра Глинки к опере «Руслан и Людмила». Эта музыка - феерия с первых звуков! Исполнение впечатляет: темп - стремительный, идеальная слаженность, ни намека на фальшь. На экране проектора видно, что это А. М. Кац дирижирует… студенческим оркестром консерватории! Не поверилось вначале, и не только мне, что студенческий оркестр может так играть. Оказывается, может. После окончания увертюры зал огласился двойными овациями: аплодировали зрители того далекого концерта, к ним с восторгом присоединилисьи мы…

    Удивление второе: никаких официально-обязательных речей. Нет, говорили много - и говорили прекрасно, взвешенно, искренне.

    Первым держал слово доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент САН ВШ, заведующий кафедрой истории музыки Новосибирской консерватории Борис Александрович Шиндин. В своей яркой и убедительной речи он поведал о двоякой цели, двух нераздельных сторонах деятельности А. М. Каца: это дирижирование и педагогика, служение высокому искусству и воспитание молодых музыкантов, подготовка их к работе в симфоническом оркестре со студенческой скамьи. Подготовка не только профессиональная, но и психологическая. Плодом этой многолетней деятельности стал Новосибирский академический симфонический оркестр, большинство участников которого - выпускники Новосибирской консерватории.

    Запомнились слова Эллы Хамзиничны Давлетшиной, кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, руководителя международного документального фестиваля «Встречи в Сибири». Именно благодаря ей мы можем сейчас видеть и слышать записи уроков и концертов Арнольда Михайловича.

    - В своё время любовь к музыке привела меня на уроки А. М. Каца. Когда я увидела и поняла, что здесь происходит, я спросила: это кто-нибудь записывает профессионально? Потому что это не может просто так уйти, а должно быть запечатлено. Тогда мои коллеги и я стали снимать, несмотря на нелегкие 90-е годы. И когда Арнольд Михайлович понял, что мы делаем это серьёзно, любя, он просто перестал нас замечать и стал пускать нас везде, в том числе и на сцену. И, таким образом, осталась память…

    Элла Хамзинична сообщила, что планируется передать архивы в музей города Новосибирска на вечное хранение, чтобы любой человек мог иметь к ним доступ.

    Не менее тепло говорил об А. М. Каце художественный руководитель и дирижер камерного хора Новосибирской филармонии, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заведующий кафедрой дирижирования Игорь Викторович Юдин. Он вспомнил о некогда задуманном ими с Арнольдом Михайловичем проекте: организовать конкурс дирижирования, где предполагалась бы в первых двух турах работа отдельно с хором и оркестром, а в финале - объединение их в кантатно-ораториальный жанр. Хочется верить, что этот прекрасный и масштабный проект все же удастся действительно осуществить.

    - Сильвия Натановна, Ваш подарок - часы, подаренные в память об Арнольде Михайловиче - они до сих пор идут! Благодарю Вас! - Таким неожиданным постскриптумом, обращенном к вдове Каца, закончил своё выступление И. В. Юдин.

    Но, конечно, душой вечера был сам Маэстро, и самое яркое впечатление произвели на меня записи его уроков, интервью, выступлений. Сколько пластики и энергии в жестах, за которыми хочется следовать, какая убеждающая сила слова! И непредсказуемость реплик и поступков, иногда вызывающая улыбку и смех, а порой ставящая перед пропастью размышлений, неизменно заставляет следить не отрываясь за каждым его словом и действием. Удивительно, что можно так жить и мыслить, но ещё удивительнее, что это возможно не за тридевять земель и не 200 лет назад. Ведь вот она, живая память, передо мной. Это ещё почти настоящее! Почти.

    Многие из тех, кто знал Арнольда Михайловича, не могли сдержать слёз, видя эти кадры.

    Но вот началась концертная часть вечера, и - музыка Моцарта увлекает нас своим праздничным, торжественным настроем. Звучит первая часть фортепианного концерта №25 - Allegro maestoso.

    - Это светлая память. Зачем играть скорбные сочинения? Главное, что он был среди нас. Ведь он был очень жизнерадостным, - комментировала после вечера солистка, заслуженная артистка Узбекистана, профессор, зав. кафедрой специального фортепиано Тамара Игнатьевна Игноян.

    Должна упомянуть, что на сцене выступал студенческий оркестр Новосибирской консерватории, дирижер - заслуженный артист России, доцент Александр Александрович Париман.

    После концерта Моцарта часть слушателей покинула зал. А жаль. Тем более, что до конца вечера остался всего один номер, свежий и чистый, притом совсем небольшой: Георгий Свиридов, «Ночь» из кантаты «Снег идет» на стихи Б. Пастернака. Без сомнения, светлая, даже светящаяся музыка сегодняшнего концерта - удивление четвертое. Прозрачный, лучистый тембр женского хора, остинатные попевки флейты и непрестанный бой барабанчиков, уносящий нас без остановки вперед, вперед…

    Всё хорошее обладает свойством быстро заканчиваться. Растаяли в воздухе последние звуки кантаты, отгремели аплодисменты. Зрители стали расходиться, а я немного побеседовала с организаторами и участниками о впечатлениях от концерта и о специфике подготовки.

    «На мой взгляд, хорошо, что получилось содружество разных творческих сил, - говорит кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной и творческой работе Новосибирской консерватории Ольга Александровна Светлова.

    - Это Элла Давлетшина, наш известный сибирский кинорежиссер, организатор международного фестиваля, которая буквально вытащила крупицы кадров (было видно, что кинохроника чередуется с архивными видеозаписями). Их собрали, отреставрировали, оцифровали, там есть действительно уникальные кадры, которые не попадали в известные фильмы о Каце. Более того, она смогла найти уникальную запись, где Арнольд Михайлович дирижирует нашим студенческим симфоническим оркестром и исполняет увертюру к опере «Руслан и Людмила». Это знаковая запись и знаковое исполнение, потому что в своё время считалось, что он играл быстрее всех. Он действительно «выжал» из нашего студенческого оркестра того времени максимально высокий профессиональный уровень.

    Кроме того, это работа всех остальных наших «служб»: и А. А. Паримана, который подготовил программу, объединив творческие усилия оркестрантов и хоровиков; и Т. И. Игноян, которая наверняка чувствовала весьма большую ответственность, зная, в честь какой даты она выступает; безусловно, это - как всегда, блестящее выступление Бориса Александровича Шиндина. Ведь воспоминаний об Арнольде Михайловиче Каце много, публицистики тоже, но так ёмко, лаконично высказать, идейно осмыслить - на это способен только Борис Александрович».

    Заслуженный артист России, доцент Александр Александрович Париман: «Мы долго обсуждали концепцию этого концерта. И вечер памяти получился легким: здесь были и выступления ведущих, и фрагменты фильма, и маленькая концертная программа. Мне кажется, программа сегодня получилась очень яркой.

    Занимались экстремально. Даже несколько репетиций отдал мне из своего графика Виктор Меликович Минасян. Хотя концерт Моцарта мы уже играли в прошлом году, но его нужно было вспоминать за небольшое время. Партитура Свиридова тоже не очень простая. Конечно, низкий поклон студентам. Они прекрасно понимают, когда нужно выдержать очень плотный график и сосредоточиться на выступлении: ведь 1-го числа ещё не было репетиции, а 16-го мы дали первый концерт. Спасибо им за самоотверженность, за работу».

    И еще уношу с собой, наверное, самое ценное и самое интересное для меня - отзывы и воспоминания о Маэстро:

    - У меня такая любовь к этому человеку… Я с ним не играла, к сожалению. Но всегда ходила на все его концерты и уроки. И студентов отправляла. Ведь это целая школа. Это уникальный дирижер и уникальный ансамблист. У него всегда так выстраивалась форма, настолько всё было логично и эмоционально, что невозможно было оторваться. (Т. И. Игноян)

    - Это был колосс. Мы, музыковеды, напрямую с ним не соприкасались, но нас воспитывало даже то, с каким академическим достоинством он ходил по коридорам консерватории, та высочайшая культура, которую он нес уже одним своим видом, орлиным взором. Безусловно, мы ходили и в старый зал филармонии, который фигурировал сегодня в хронике, видели его дирижерское мастерство - это потрясающе! (О. А. Светлова)

    - Конечно, я его застал, но не как педагога в консерватории, а как дирижера, - вспоминает А. А. Париман. - Я уже работал в камерном хоре, и мы делали большие проекты: Реквием Моцарта, кантатно-ораториальные жанры. Конечно, мне очень нравилось его творчество. Он дирижировал с особой изюминкой, с высоким полетом мысли. Особенно мне запомнилось, как мы с ним делали Тринадцатую симфонию Шостаковича. Там изумительная последняя часть, и я помню его слова: «Иногда так получается, что ты больше в жизни этот фрагмент не сыграешь». Действительно, больше Арнольд Михайлович эту симфонию не играл. Это я помню, оно во мне как-то осело, я ещё подумал - надо же… Мы с ним её исполняли дважды, и вот во второй раз он сказал: «Наверное, я больше её не сыграю»…

    Наконец, удивление пятое. Скорее, вопрошание. Снова и снова вспоминаю процитированные Б.А. Шиндиным в своей речи слова М. И. Цветаевой: «Главное в жизни творческого человека - не успех, а успеть». Ясно, что Арнольд Михайлович успел невероятно много.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки