Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Год Культуры" №4 (25), Октябрь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_25/?page=search

     
    Фестивали

    Кроптя О.

    «Viva viola de amore!»

    Кроптя Ольга

    студентка IV курса ТКФ

     


    Завершился Первый Всероссийский фестиваль виоль д’амур, который вызвал большой интерес слушателей к виольной музыке. После окончания этого редкого для музыкальной жизни Новосибирска мероприятия мне удалось побеседовать с одним из участников и организаторов фестиваля – аспирантом НГК имени М.И. Глинки Леонидом Патеюком. Вот как протекала наша беседа.

    О.К.: Леонид, что побудило тебя к занятиям на виоль д`амур - столь редкостном в наше время инструменте?

    Л.П.: Самое первое мое знакомство с виоль д`амур произошло в классе профессора Юрия Николаевича Мазченко. Параллельно с игрой на альте я стал осваивать новый инструмент, который вызвал у меня большой восторг! Тут я для себя наметил, что буду осваивать виоль д`амур, как обязательный инструмент (вторую специальность).

    О.К.: Можешь ли назвать отличительные черты виоли д’амур от других инструментов семейства струнных?

    Л.П.: Первое отличие – это количество струн. На скрипке, альте, контрабасе – 4 струны, а на виоле может быть 6-7 игровых, и столько же резонирующих (находящихся под грифом). Отличительной чертой являются именно резонирующие струны, из-за которых возникает звуковой эффект – эхо, так как они строятся в резонанс с основными струнами. Когда играешь на основных струнах, возникает ощущение наполненности звучания и отголосков, что создает буквально волшебное звучание. Второе – форма верхнего корпуса, который, в отличие от других инструментов семейства струнных, более покатый, форма обечайки инструмента более широкая, многие музыканты играют без мостика.

    О.К.: Есть ли специфические особенности звукоизвлечения, которые характерны для этого инструмента?

    Л.П.: Звук извлекается за счет плотного нажатия пальцев и использования всего веса руки, плюс более широкое и глубокое вибрато, чем на альте. Виоль д`амур – это универсальный инструмент. Он сочетает в себе полный альтовый диапозон и ниже (так как имеет 7 струн), а также полностью охватывает скрипичный регистр, то есть два в одном. Все струнные настраиваются в основном по квинтам, а у виоли квинто-кварто-терцовый строй.

    О.К.: Часто ли тебе приходиться выступать с концертами? Можешь ли назвать наиболее запомнившиеся?

    Л.П.: Да, мне часто приходиться бывать с концертами в других городах, например, кроме Новосибирска, выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Горно-Алтайске и даже Благовещенске (родной город Леонида – О.К.). Были концерты и за рубежом. Наиболее запомнившиийся из них прошел год назад в Брюсселле (Бельгия). Он оказался очень важен для меня, там я получил высокую оценку публики. На меня обратили внимание, что явилось началом сотрудничества с зарубежными коллегами.

    О.К.: Возникают ли сложности с подбором репертуара?

    Л.П.: Существует два направления в музыке – традиционное (аутентичная манера исполнения) и современное, в лице профессора Ю.Н. Мазченко, композитора Ю.П. Юкечева, к которым присоединяюсь и я. Мы следуем новаторской тенденции, когда на виоле играется современная музыка. Летом я был в Париже, где довелось пообщаться с известным музыкантом Гартом Ноксом, который играет и сочиняет в современном стиле (современная гармония, приемы звукоизвлечения). В его арсенале целый набор новой техники, очень здорово, что в Европе есть такие люди, поскольку там преобладает аутентичное направление. Кроме того, я очень рад, что Господь наделил талантом: могу не только играть, но еще и сочинять. На сольном концерте в Большом зале консерватории я представлял свои произведения: цикл «Образы Петергофа», концертная пьеса «Пение птиц», поэма «Полет над временем». Сегодня в большинстве случаев играю свою собственную музыку, а также сочинения Ю. Мазченко, Ю. Юкечева. 23 ноября на концерте были исполнены произведения Михаила Богданова, Игоря Флейшера, а я исполнял концерт Давида Кривицкого. Это особый шедевр, очень сложное в техничном плане произведение, которое, возможно, было впервые исполнено в России, в частности в Большом зале НГК им. М.И. Глинки, что явилось огромным достижением. Здесь особая благодарность руководителю и дирижёру студенческого оркестра, заслуженному артисту РФ, доценту Александру Париману, что согласился и сумел сделать всю программу на высоком уровне. Вдова композитора, Юлия Наумовна Кривицкая – профессор и педагог института им. Гнесиных – высоко оценила выступление новосибирских музыкантов, выразила огромную благодарность и низкий поклон дирижеру и Новосибирской консерватории.

    О.К.: Что бы ты хотел сделать для продвижения и большей популярности виоли д’амур среди молодых музыкантов и слушателей?

    Л.П.: Надо общими усилиями поднимать уровень игры на этом замечательном инструменте. Хотя, по сравнению с Европой, у нас не всё так плохо. Гарт Нокс знает в Париже всего двух музыкантов, играющих на виоле. А в Новосибирске таких – восемь. Причем ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет исполнительской виольной школы!

    О.К.: Как ты думаешь, повлияет ли Первый Всероссийский фестиваль на развитие виольной музыке в Новосибирске?

    Л.П.: Прошедший фестиваль – новая веха в развитии виольной музыки! Приезжала известная швейцарская виолистка – Анна Меркулова (русская, но долгое время проживает в Швейцарии) – это особая честь. Популярность инструмента возросла у молодого поколения. Так, 22 ноября прошел концерт, где я исполнил 4 новых произведения наших ребят-композиторов. Это действительно свидетельствует о возросшем интересе к инструменту.

    Хочется верить, что следующий фестиваль пройдет не менее интересно с привлечением иностранных музыкантов, и будет исполнено ещё больше современной музыки.

    О.К.: Твои творческие планы, которые ты бы хотел осуществить в ближайшем будущем?

    Л.П.: Хочется больше сочинять новой музыки! К сожалению, не всегда на это достает времени. Говоря о концертах, нужно отметить, что в ближайшем будущем планируется большое событие. Этой весной пройдет конкурс, на котором впервые отдельной номинацией будет представлена виоль д`амур. Будет звучать музыка современных композиторов; я знаю, что в число обязательных произведений для старшей группы будет включено одно из сочинений известного московского композитора Давида Исааковича Кривицкого, который создал очень много великолепных произведений для виоль д`амур.

    О.К.: Леонид, большое спасибо за познавательное и интересное общение!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки