Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Год Культуры" №4 (25), Октябрь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_25/?page=search

     
    Новосибирск музыкальный

    Холодкова М.

    «Священный вечер осени»

    Холодкова Маргарита

    студентка II курса ТКФ

     


    Одним осенним сибирским вечером, а именно, 21 ноября 2014 года, в Новосибирском Государственном театре оперы и балета собралось немалое число людей. Зрители разных возрастов решили посетить Cибирский Колизей. Ещё бы! Ведь на сцене сегодня двойное представление, объединённое одной «священной» темой, а именно: премьера симфонии для солистов, хора и оркестра Леонида Десятникова «Зима священная 1949 года» и балет Игоря Стравинского «Весна священная».

    При корреспондирующих названиях двух произведений сразу стоит подчеркнуть необычайную их разность, проявившуюся во всех средствах музыкальной выразительности, в воплощении идеи, во временном отношении, и, в конце концов, в двух разных музыкальных жанрах.

    Итак, в первом отделении прозвучала премьера симфонии Леонида Десятникова «Зима священная 1949 года». Музыкальный руководитель и дирижер – Айнарс Рубикис; главный хормейстер – Заслуженный деятель искусств России Вячеслав Подъельский; хормейстер – Сергей Тенитилов.

    Первое исполнение симфонии Л. Десятникова «Зима священная 1949 года» состоялось в рамках культурной программы проекта «Веймар – культурная столица Европы 1999 года» в Большом зале Йенской филармонии под управлением Андрея Борейко. Российская же премьера состоялась в Москве спустя два года.

    Поистине новой и занимательной находкой композитора стало то, что текст симфонии был взят из книги для чтения на английском языке для 5-го класса семилетней и средней школы «Stories for Boys and Girls» (Москва, 1949 г.). Произведение было исполнено на языке оригинала (английском) с субтитрами на русском языке. Читая субтитры, я с самого начала невольно обратила внимание на некоторую примитивность фраз и выражений учебника. Однако затем все стало понятно, ведь написан он был в сталинскую эпоху, обозначившую неминуемые клише. Стоит сразу сказать, что о примитивности самой музыки Леонида Десятникова не может быть и речи. Кто бы мог подумать, что у старого, забытого на чердаке, советского учебника будет вторая жизнь? Да еще какая! Разнообразная, воплощенная в музыкальной материи, она заиграла новыми красками именно благодаря творческому подходу композитора. К примеру, ошеломляющее до мурашек впечатление произвела фраза, обозначенная в середине произведения: «У Москвы один хозяин, богатейший во всем мире – это советский народ! Наша Москва – это наша слава!». Думается, что не зря Леонид Десятников ярко подчеркнул именно это выражение. Исполненная в полновесной туттийной звучности оркестра и хора она прозвучала как знамя того времени, как апофеоз, как призыв родины.

    Характерно, что все части симфонии исполняются приёмом attaссo, хотя при прослушивании можно выделить несколько генеральных пауз. Сам Леонид Десятников замыслил своё творение как пятичастное. Интересной деталью стала цитата из пушкинского «Моцарта и Сальери», а также распеваемое на все лады название сочинения в первом тексте. Помимо этого, слуховой опыт вдруг зафиксировал в начале и интонации «Lacrimosa» из моцартовского Реквиема. Безусловно, стоит также отметить необычайную звукоизобразительность и колористичность оркестра и хора. Например, фраза «вечером сотни тысяч огней начинают гореть» буквально заворожила своей импрессионистичной краской. Украшенная звоном колокольчиков, она как будто «разлилась» во всей своей красе. Таким же примером может послужить и 3 часть, в конце которой ведется рассказ о советском метро. Музыка этого раздела отличается неуклюжестью, сбивкой ударного пульса. Хор же в это время пропевает фразу «ух!», закругляя её глиссандо к верху. Невозможно не сказать о современном подходе автора к музыке. К примеру, оригинальной деталью стало «наигрывание» хором ритма, распетого на слоги «чики-чики». Конечно, эффект элемент этот привнес совершенно колоритный. Не остались без внимания и джазовые мотивы фортепиано, что так же сыграло свою роль в формировании образа.

    В результате, «все смешалось в доме Облонских». Жанровое богатство произведения наводит на мысль о сочетании не сочетаемого, но поистине интересен в симфонии приём стилевого смешения. Мы могли наблюдать в ней и аллюзии на широкие темы русских классиков XIX века (в рассказе о П. И. Чайковском), на духовные хоралы (в момент призыва к спорту), на советскую музыку XX века (в техниках исполнения и эпохе написания текста учебника), вплоть, наконец, до более современных интонаций и ритмов, в том числе джаза (в партии фортепиано). Как известно, стилевое смешение в музыке раскрывает новые горизонты на пути развития жанра, что мы и могли наблюдать в произведении Леонида Десятникова.

    Во втором отделении было исполнено бессмертное произведение Игоря Стравинского «Весна священная». Хореограф-постановщик – Патрик де Бана; музыкальный руководитель и дирижер – Айнарс Рубикис; художник-постановщик – Ален Лагард; Художник по костюмам – Штефани Боэрли; художник по свету – Джеймс Анго; ассистент хореографа – Димо Милев Кирилов.

    Первое представление состоялось 29 мая 1913 в Театре Елисейских Полей в Париже. Премьера в Новосибирском театре оперы и балета состоялась 11 июня 2013 года.

    Еще с самого начала балета, когда поднялся занавес, стало ясно, что декорации показывают зрителям вневременное пространство. Ни огромный, приподнятый потолок, с круглым вырезом посередине, напоминающий что-то космическое, ни два стула, стоящие по краям сцены, ничто не давало оснований судить о принадлежности действа какому-либо времени. Невозможно не отметить лаконичность предметов, составляющих антураж балета, потому что именно потолок и два стула составляли все атрибуты декораций. И в этом было что-то совершенно фантастическое, тем более что всё содержание балета раскрывала музыка и танцоры.

    И вот, из ниоткуда появляются пара существ Ибеджи – близнецы: мужчина и женщина. Невозможно передать, насколько трогательно и нежно были раскрыты в танце эти два образа. Их белоснежные одеяния подчеркивали именно то, что они принадлежат миру света как однозначно положительные герои. Пластика Анны Одинцовой и Михаила Кеменова поразила невероятным единством их движений. Наверное, всех присутствующих в зале затронула эта блестящая чистота дуэта. По задумке режиссера, близнецы предчувствуют, что их судьба – освобождение своего народа.

    В противовес им, подкрадываясь, появляются враждующие между собой Племя Солнца и Племя Луны. Надеясь на спасение от беды и войны, они хотят принести в жертву то, чего боятся и чему одновременно поклоняются. Племена отличаются угловатыми, дикими движениями в своих плясках. Стоит отметить некоторую несинхронность их движений, которая, однако, не вредит общей картине древнего ритуала. В некотором роде, это даже усиливая эффект показа первобытной цивилизации.

    Племена окружают Ибеджи несколько раз, заводя свой неистовый хоровод, явно носящий отрицательную силу. В контраст этому, пытаясь освободиться, близнецы просят защиты у высших сил. Характерно и наглядно режиссер показал их мольбу. В приглушенный, голубовато-серый свет происходящего пролился огромный луч божественного свечения. Направленный на близнецов, он даёт чёткое разграничение стороны света и стороны тьмы в противоборствующей своей силе. И вот, племя ликует, девушка покорно принимает свою участь, но юноша пытается уговорить сестру бороться. Он хочет убедить народы не искать благополучия путем человекоубийства. В кульминации балета два племени одерживают победу, объединяясь для принесения страшной жертвы. Молебный монолог юноши не был услышан…

    В постановке ярко и наглядно показано противоборство добра и зла. Возможно, говорить о Племенах, как о проявлении «зла» будет не совсем уместно, ведь руководствовались оно совершенно иными законами и понятиями. Однако, проявление милосердия всегда было и будет считаться добром, в каком бы обществе не происходили события.

    По совершенно законному праву этот спектакль претендует на получение Национальной театральной премии "Золотая Маска"-2014 в номинациях: лучший балетный спектакль, лучшая работа хореографа-балетмейстера – Патрик Де Бана, лучшая женская роль в балете – Анна Одинцова (Близнецы Ибеджи) и лучшая мужская роль в балете – Михаил Кеменов (Близнецы Ибеджи).

    Говоря о подобного рода «двойных» представлениях, хочется отметить, что иногда такие идеи привносят отрицательный эффект. Возможно, это моё субъективное мнение, но ведь нередко перенасыщенность программы ведет к, так сказать, «музыкальному сумбуру» у слушателей. Думается, что редкий профессионал, придя на какой-либо спектакль, концерт, может так легко переключиться с одного жанра на другой, глубоко пережить и прочувствовать один сюжет и молниеносно проделать то же в отношении другого. Конечно, речь идет именно об академическом искусстве. Но в чём секрет того, что эти две постановки, разграниченные лишь десятиминутным перерывом, вобравшие в себя все противоположные, вышеперечисленные характеристики, являясь выразителями идей двух совершенно разных людей, эпох, слушались как одно целое? Безусловно, соотношение симфонической музыки и балетного действа привнесло особую «изюминку» в общую картину вечера и обозначило эффект контрастного дополнения. Кто знает, было ли услышанное и увиденное мной в этот вечер находкой руководителей как идея для сравнения, либо же, как отсылка на известный всем закон «единства противоположностей» сказать однозначно не видится возможным. В любом случае, от всего представления сложилось однозначно положительное впечатление, так как происходящее на сцене было в первую очередь интересным и новым. Это именно то, что повышает культурный уровень, даёт пищу для ума и демонстрирует панораму развития композиторского и режиссерского мышления.

    Вот так и завершился мой поход в театр в тот вечер, который надолго запомнится мне как вечер священного прошлого.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки