Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Год Культуры" №4 (25), Октябрь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_25/?page=search

     
    Новосибирск музыкальный

    Дубровская М.Ю.

    «Еще раз о «Кентервильском привидении»

    Дубровская Марина Юзефовна

    заведующая кафедрой этномузыкознания, доктор искусствоведения, профессор

     


    Желание поделиться впечатлениями от мировой премьеры мюзикла «Кентервильское привидение» новосибирского композитора, доцента Новосибирской консерватории Андрея Сергеевича МОЛЧАНОВА, с аншлагом прошедшей в июле и октябре на сцене НГАТОиБ, посетило отнюдь не только меня. Широкая известность ироничной новеллы Оскара Уайльда и чрезвычайная популярность либретто маститого Вячеслава Михайловича ВЕРБИНА вызвали к жизни массу интересных композиторских, режиссерских, сценографических и исполнительских прочтений, ставших предметом бесчисленных эмоциональных репортажей. Премьера в Новосибирске также собрала обильную прессу, причем, вполне комплементарную.

    Но за многословными описаниями эффектной постановки сказки-мюзикла как-то потерялась большая композиторская работа автора. Странно, что о собственно музыкальной стороне крупного и, что важно, удачного театрального произведения А.С. Молчанова, мюзикла, поставленного в оперном театре, почти ничего не пишется. Поэтому стоит привести полностью единственную реплику на этот счет, принадлежащую перу выпускницы НГК им. М.И. Глинки, кандидата искусствоведения Марины Монаховой: «Упомянув о музыкальном языке, добавлю, что композитор создал несколько ярких звуковых миров: эстрадно-танцевальный – для мира практичных американцев, напевно лирический – для Вирджинии и Чарльза и условно архаический – для историй о леденящем прошлом сэра Кентервиля. Все эти миры возведены на прочном академическом фундаменте, проявляющем себя и в нетривиальных гармонических оборотах, и в аллюзиях на классические шедевры. Речь здесь не только о теме токкаты и фуги Баха, возникающей в виде ироничной ремарки, а скорее о музыкальном материале сцены аукциона и начала второго действия – отсылающих к «Золушке» Прокофьева» («Мишурный блеск призрака из Кентервиля», «Молодая Сибирь – Новая Сибирь» № 29 (1094), 18 июля 2014 г.).

    Да, мюзикл Андрея Молчанова действительно стоит «на прочном академическом фундаменте», но этому отнюдь не противоречит так называемый, «мишурный блеск» постановки. Для любого мюзикла он запрограммирован требованиями самого жанра – «шикарного развлечения» среднего класса, для которого он исторически был предназначен. Однако, действительно яркий, разнообразный и привлекательный музыкальный язык и симфоническая драматургия сочинения А.С. Молчанова оказались благодатными и для восприятия искушенных любителей музыки благодаря, на мой взгляд, точной и тонкой манере стилизации и пародирования определенных автором объектов. На слух в их качестве выступают бродвейский мюзикл Эндрю Ллойд Уэббера (что, кстати, отмечалось в прессе) и Леонарда Бернстайна, британский мюзикл Лайонела Барта, джаз, рок-н-ролл и многие другие из весьма популярных в наши дни музыкальных явлений.

    Профессионализм, чувство юмора, музыкальный вкус и мелодическое богатство позволили композитору успешно балансировать на грани игры с избранными моделями. Благодаря удачному музыкально-драматургическому и сценографическому решению, знаменитый жанр масс-культуры – мюзикл – оказался вполне достоин оперной сцены «Сибирского колизея». И это не удивительно для «Кентервильского привидения» А.С. Молчанова. При знакомстве с ним вспоминается справедливое утверждение маэстро данного жанра, Александра Журбина: «Мюзикл – это очень большое искусство с колоссальными традициями, со своими шедеврами, иногда очень изысканными, это спектакль, где есть музыкальная драматургия, где есть интеграция музыкального и словесного текста, где есть хорошая музыка, хорошая литература и [хорошие] танцы»!

    Понятно, что поставленная композитором задача усложнила творческое решение мюзикла всей массе музыкальных сил, задействованных в спектакле. Полисемантика и полистилистика вокального интонирования (от оперного до эстрадного шоу) потребовала универсальной певческой подготовки и особой пластики главных действующих лиц, соответствующего оркестрового исполнительства (виртуозно решенного музыкальным руководителем Петром БЕЛЯКИНЫМ и дирижером осеннего показа Александром НОВИКОВЫМ), сценического движения массовки и хора (сочетающего ревю с маршевыми шествиями и мимансом), сценографии, света, видео, машинерии и др. Что ожидаемо с блеском и продемонстрировал заслуженный коллектив Новосибирского театра оперы и балета!

    Нуждается в дополнении также общеизвестная информация о совместном творческом проекте постановки «Кентервильского привидения». Поскольку это уже шестое событие, объединившее НГАТОиБ и НГК имени М.И. Глинки нелишне вспомнить, с чего, вернее, с кого все начиналось.

    У истоков чрезвычайно плодотворного творческого содружества двух центров академической музыкальной культуры Новосибирска стояли ректор Новосибирской консерватории, доктор искусствоведения, профессор К.М. КУРЛЕНЯ, директор Новосибирского театра оперы и балета, Заслуженный работник культуры РФ, Лауреат Международной театральной премии имени К.С. Станиславского Б.М. МЕЗДРИЧ и, увы, уже ушедший из жизни, главный художник театра, Заслуженный деятель искусств России, Лауреат Государственной премии России, Дипломант Национального театрального фестиваля "Золотая Маска" И.Б. ГРИНЕВИЧ.

    Понятно, что на нынешнем этапе многое в процедурах совместных проектов уже достаточно отработано, но ведь каждый из них ставит перед постановщиками отдельные острые проблемы, требующие оперативного решения. Горячим энтузиастом, подлинным «двигателем» постановки «Кентервильского привидения» стала заместитель директора театра по творческим вопросам, Заслуженный работник культуры России Т.Г. ГИНЕВИЧ, оказавшая неоценимую помощь и поддержку проекту.

    Отдельного восхищения исключительной смелостью в доверии к молодым вокалистам заслуживает предмет надежд и чаяний начинающих оперных певцов – автор художественного проекта, выдающийся режиссер современности, художественный руководитель постановки «Кентервильского привидения» И.Г. СЕЛИН, Дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая маска». Постоянное внимание Игоря Геннадьевича к творческой молодежи как нельзя более созвучно современным тенденциям отечественного высшего музыкального образования, обновлению музыкально-театральной жизни страны.

    И, наконец, отрадно сознавать, что достойный художественный результат очередного совместного проекта НГАТОиБ и НГК имени М.И. Глинки вновь продемонстрировал убедительный педагогический успех коллективов кафедр сольного пения и оперной подготовки Новосибирской государственной консерватории! Педагогами был проделан поистине огромный труд, и жаль, что заслуги учителей новых звезд отечественного музыкального театра не нашли отражения в программках спектакля и остались неизвестными широкой публике. В попытке компенсировать это упущение назову имена замечательных преподавателей: Народная артистка РСФСР, заведующая кафедрой сольного пения НГК, профессор З.З. ДИДЕНКО, Заслуженный артист России, профессор В.А. ПРУДНИК, Дипломант Национального театрального фестиваля "Золотая Маска", заведующий кафедрой оперной подготовки Д.А. СУСЛОВ, Лауреат Международного конкурса, преподаватель О.В. ЕГУДИНА, концертмейстер Н.Н. Разина.

    Выпестованные авторитетными специалистами молодые певцы стали без преувеличения открытиями театрального сезона. Студенты Новосибирской консерватории – Лауреат Всероссийского конкурса Дарья СОКОЛОВА (миссис Отис), Валентина ВОРОНИНА (Вирджиния), Лауреат Всероссийского конкурса Василий ХАЛЕЦКИЙ (Чарльз), Лауреат Международного конкурса Кирилл НИФОНТОВ (Джордж) и Константин САМОЙЛОВ (Оскар) – доставили публике изрядное удовольствие органичным задорным артистизмом. Напевные и демократичные, но отнюдь не простые для исполнения (вследствие «невидимых миру» сложностей) ведущие вокальные партии «Кентервильского привидения» были почти безупречно представлены молодыми солистами в премьерных спектаклях, с большим успехом прошедших в Большом зале оперного театра. О значении этого творческого достижения для студентов консерватории, присутствовавших на концерте, свидетельствуют их восторженные бурные овации, всколыхнувшие консервативную среду оперной публики.

    А состав ее также был весьма интересен. Значительная и самая благодарная в плане реакции на спектакль ее часть была представлена юным зрителем-слушателем. Что помимо «детского читателя» самого первоисточника О. Уайльда свидетельствует еще о некоторых важных вещах. Общеизвестно, что наша сцена очень нуждается в спектаклях молодежных, направленных на молодежную аудиторию. Однако, по моим наблюдениям, и «взрослая» публика, весьма одобрительно оценившая данную премьеру, с нескрываемым удовольствием принимала «Кентервильское привидение»! Это означает, что «легкий жанр» мюзикла, поставленный в Новосибирском академическом театре оперы и балета профессионалами высокой пробы оказался чрезвычайно к месту и времени. Публика однозначно одобрила новый совместный жанровый опыт театра и консерватории, а значит, он имеет полное право на существование и развитие.

    Таким образом, изначально рискованная идея, пустившись в неизведанные пространства совместных проектов, привлекать молодых певцов, студентов консерватории, к участию в премьерах театра, себя вновь полностью оправдала. Внеся свежие силы в труппу НГАТОиБ, она позволила талантливым исполнителям – будущим солистам оперной сцены – апробировать себя в профессии уже на этапе обучения, полноценно ощутить свою востребованность. Более того, своей перспективностью эта идея предвосхитила самые актуальные ныне призывы руководства нашей страны: приблизить высшую школу к производству!

    Тема не закрыта: впереди у Новосибирской консерватории и Новосибирского оперного немало творческих побед, надеюсь, совместных.

    фото Виктор Дмитриев www.x1.ru

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки