Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Новосибирская консерватория и музыка Азии" №4 (29), Октябрь 2015 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_29/?page=search

     
    Люди моей судьбы

    Халтурина Е.

    А.С. Белоненко: «Мне нужно успеть описать архив Г.В. Свиридова…»

    Халтурина Екатерина

    студентка IV курса

     


    16 октября Новосибирскую Государственную Консерваторию посетил кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусства России, президент Национального Свиридовского фонда, директор Свиридовского института, лауреат премии мэра Санкт-Петербурга, Александр Сергеевич Белоненко.

    Важную роль в творчестве А.С. Белоненко, в формировании его научных интересов, художественных вкусов и его становлении как музыканта сыграл факт длительного общения с Г.В. Свиридовым. Первоначально родственные отношения, а затем и профессиональные интересы способствовали тесному сближению, которое переросло в сотрудничество. Богатый опыт личных наблюдений, продолжительные беседы с композитором, прослушивание музыки в авторском исполнении, присутствие на репетициях и записях стали важной составляющей в формировании его творческого пути. Все это, в конечном счете, определило главную тему его научных изысканий.

    Как известно, в этом году Г.В. Свиридову исполнилось бы 100 лет. Этому знаменательному событию Александр Сергеевич посвятил свою лекцию под названием «Шостакович и Свиридов: к истории взаимоотношений». В ней он рассказывал о фактах и событиях, которые ранее не были освещены в литературе. Более того, нам удалось услышать запись не изданного романса в исполнении самого Г.В. Свиридова. Лекция была интересной и проходила в виде неформальной беседы. Педагоги и студенты Новосибирской консерватории с нескрываемым интересом увлеченно участвовали в ней, а после вышли одухотворенными и вдохновенными.

    Мне посчастливилось взять интервью у А.С. Белоненко и задать ряд интересующих вопросов. Дело в том, что это третий визит Александра Сергеевича в Новосибирскую консерваторию. И такое творческое общение не случайно: «...Прежде всего, мне интересен Новосибирск потому, что Свиридов четыре года прожил здесь. В его творческой биографии играли важную роль города, в которых он находился, – Курск, Ленинград, Новосибирск и Москва. Вот эти четыре города отразились у него в жизни и творчестве. Поэтому естественно, у меня и возник интерес к Новосибирску. Во время войны в этом городе проживал не только Георгий Васильевич, а вся моя семья. Моя мама, Тамара Васильевна Свиридова – сестра Георгия Васильевича, моя бабушка – Елизавета Ивановна Свиридова, мама Георгия Васильевича, и мой младший дядя Вячеслав. Сюда же приехала первая жена Георгия Васильевича – Валентина Токарева. Так что, вся наша семья оказалась связана с вашим городом. И, ко всему прочему, Свиридов написал здесь ряд крупных сочинений, значительных с точки зрения эволюции его творчества: это «Песнь странника», его первое крупное циклическое произведение, где уже рождается несколько ключевых тем его творчества.

    Тема странничества, бездомности, возвращение на родину – это все в дальнейшем станет сквозными темами его последующего творчества. В этот период был написан и камерно-вокальный цикл «Из Шекспира», возникший из музыки к трагедии «Отелло» в постановке Пушкинского театра. Очевидно, Георгий Васильевич писал музыку и к другим спектаклям. Собственно, поэтому у меня вызывает особый интерес город тех лет. Помочь восстановить историю пребывания Свиридова здесь и главным образом соотнести следы его творчества с их значением в наследии композитора – это самое интересное, потому, что он, оказывается, ездил и по Сибири. Его произведения ставились в разных сибирских городах. В Барнауле в театре А. Я. Таирова с его музыкой была поставлена героическая комедия «Раскинулось море широко». Как известно, в то время в Новосибирске была очень избранная публика. Интеллигенция, приехавшая из Москвы, Ленинграда. Очевидно, тогда здесь была очень интересная, насыщенная интеллектуальная жизнь, о которой мне практически ничего неизвестно. Во всяком случае из разговоров с дядей я понял, что она оказала влияние на становление Свиридова – человека, мыслителя и композитора.

    Важный факт: Г.В. Свиридов в конце жизни познакомился с замечательным новосибирским дирижером, Игорем Викторовичем Юдиным. У меня сохранились документы, письменные свидетельства о том, что у них был контакт. Ведь очевидно их встреча произошла во второй половине 80-х годов, когда уже состоялась премьера знаменитого концерта для хора «Пушкинский венок».

    В те годы во главе камерного хора Новосибирской филармонии стоял Борис Певзнер. Тогда состоялась совместная премьера с Московским камерным хором – это было очень значительное событие!

    В Новосибирске продолжились творческие связи Свиридова с Ленинградской филармонией, которая также находилась здесь в эвакуации. Ещё с консерваторских лет он был знаком и с Евгением Александровичем Мравинским и с художественным руководителем филармонии Иваном Ивановичем Соллертинским. Георгий Васильевич также знал прекрасно и коллектив Пушкинского театра, режиссеров Г. Козинцева и Вивьена, с которыми он сотрудничал в годы войны. Было много и других нитей, связывающих Свиридова с Новосибирском. Благодаря этому у меня возникает все время постоянный интерес к вашему городу, его культуре. Культурные связи с Новосибирском для меня весьма значимы».

    Для справки. Александр Сергеевич Белоненко в прошлом проректор по научной работе в Санкт-Петербургской консерватории. И конечно, он находится в курсе всех последних новшеств в современном творческом пространстве, науке и образовании. В связи с этим возник вопрос о состоянии современного музыкального образования в нашей стране, его проблемах.

    «Причина в том, что высшее музыкальное образование, сейчас переживает кризис. При чем речь идёт не только о российской переходной системе, дело обстоит гораздо серьезней. Мы с вами живем во время, когда совершенно очевидно происходят какие-то глубинные, тектонические перемены в самой музыкальной культуре, причем не только отечественной, а в целом, в мировой.

    Я часто бываю за границей и имею представление о музыкальной жизни Европы, Америки. И могу Вам совершенно твердо сказать, что все высшие музыкальные учебные заведения уже не соответствуют современной жизни, поэтому все какие то вещи, которые казались раньше незыблемыми теперь требуют не только пересмотра, но во всяком случае, очень серьезного и тщательного анализа. Поэтому, что касается хорового искусства и его образования, то как любая область исполнительского искусства она тесно связана непосредственно с творческим процессом, с той современной музыкой, на которую опираются или наоборот, от которой уходят исполнители. Слава Богу, России в известной степени повезло, потому, что у нас есть прекрасная хоровая музыка, свой существенный вклад в неё внес и Г.В. Свиридов. А дальнейшая эволюция образования в сфере хорового творчества будет зависеть от того, какой будет новая хоровая музыка.

    Представьте себя специалистом из другой области, технической профессии – вот появляется новый автомобиль с новой технологией. Соответственно, ее надо изучать, как водить, как пользоваться теми или иными новациями, как разбирать и чинить такую машину и т. д. Тоже самое у исполнителей. Ему надо разобраться, как, из чего, из какой материи созданы новые сочинения, какие в нем новые приемы, новые звуковые комбинации и соотвественно какими способами, какой манерой интонирования можно передать те исполнительские задачи, которые ставит композитор. Эти новые технологии, которые появляются в творческой области, требуют своего осмысления, поэтому исполнительская методика все время обновляется. А если нет движения в хоровой музыке (не только в хоровой а в любой другой), то все останавливается и тогда просто идет творческая инерция ...один и тот же репертуар, одни и те же приемы исполнения, а это уже ни куда не годится... Конечно, здесь многое зависит и от социальных условий, насколько востребован тот или иной жанр в музыке. А мы сегодня с вами живем, еще раз повторяю, в эпоху тектонического слома музыкальной культуры. Поэтому все традиционные музыкальные жанры, вся система музыкального материала на наших глазах основательно меняется, жанры какие-то уходят из жизни, другие эволюционируют, видоизменяются, приспосабливаясь к новым условиям, к новым вкусам и эстетическим потребностям общества.

    И в этом смысле Георгий Васильевич пророчески, как мне представляется, видел дальнейшее движение музыки. Он связывал ее не с симфонической музыкой, считая симфонизм уходящим, реликтовым явлением, когда-то составившим целую эпоху в истории европейского музыкального искусства. Свиридов считал, что сегодня оказался жизнеспособным фактически один жанр и самая простейшая примитивная форма - песни. "Моя форма - песня", говорил он и все его позднее творчество служит подтверждением этой мысли. Свиридов в послевоенный период стал преимущественно вокальным композитором и в основе всех его даже крупных форм - оратории или концерта лежит циклическая форма, состоящая из коротких частей, "песен". Беру это слово в кавычки, потому что свиридовская песня - продукт очень непростой, отнюдь не сводящийся к куплетной форме. Хотя иногда композитор не чурался и этой примитивной формы. Между прочим, Свиридов был знатоком всех видов и стилей песни, от крестьянской и до бытовой советской эстрады. Он не прошёл мимо и такого явления как рок-музыка, слушал разные английские и Немецкие группы и ансамбли. Он отметил ансамбль «Beatles», почувствовал, что с ним в массовую музыку на смену джазу и коммерческой эстраде пришла возрождённая английская баллада. Свиридов приветствовал рок-музыку в её лучших проявлениях и видел в ней одну из возможностей дальнейшего обновления музыкального искусства. В звуковом архиве композитора сохранилась аудиозапись, в которой он говорит, что: «это искусство живое и из него могут быть ростки чего-то нового...». Георгий Васильевич сравнивал новое песенное в основе движение с искусством трубадуров, труверов, миннезингеров, возникшем в Средние века, после крестовых походов. когда появились песни труверов, миннезингеров и т. д.

    Свиридов считал, что через песню пойдет обновление в музыке как русской так и европейской. Что уже это будет за песня, высокого полёта или низменная, одухотворенная значительным содержанием или ничтожная, легкомысленная? В каком песня будет обличии? Одному Богу известно... это только творческий человек, автор создает музыку. Какими силами будет исполняться хор или это будет хоровой ансамбль? Или это будет совершенно нечто другое … Но у хоров есть на что опереться, есть классический и достойный современный репертуар. Огромный музей культуры остался и существует. Все будет зависеть от того, как будет дальше развиваться собственно сама хоровая музыка».

    В год столетия со дня рождения композитора среди многочисленных юбилейных акций и мероприятий, пожалуй одна из самых интересных является Новосибирская программа. Для этой программы общими усилиями удалось воссоздать и исполнить "Песни странника". Потрясающим событием для Новосибирской консерватории стала новость о том, что первое исполнение кантаты Г.В. Свиридова «Светлый гость» в третьей редакции, состоялось в большом зале НГК, 26 ноября.

    «…У вас состоится мировая премьера, так как первые три исполнения входят в их число, которое прошло на достаточно хорошем уровне», говорит. Александр Сергеевич. Он проделал огромную работу, чтобы это произведение вышло в свет, но как оказалось, у Георгия Васильевича «..есть сочинения, которые сохранились только в аудиозаписи, а в нотах нет. Г.В. Свиридов хотел написать оперу на сюжет Пушкинской маленькой трагедии "Пир во время чумы", даже есть аудиозапись ключевых сцен и законченный номер, «Песня Мери», которая опубликована. А вот песнь Вальсингама, «Гимн чуме» существует только в аудиозаписи, как и последняя сцена со священником, ноты сохранились в виде партитурного листа с указанием всех инструментов, причем интересно, что там присутствует и электро-гитара, я даже потом догадался в чем там дело. Поставлен размер, тактовая черта и не написано ни одной ноты.

    В связи с этим, мои творческие планы вполне определённы. Я планирую издать пятьдесят томов наследия композитора, причем едва ли не половина томов будет содержать новые произведения, до сих пор не публиковавшиеся. Мне нужно успеть описать архив Г.В. Свиридова, а это огромный труд не на одного человека и не на один коллектив, то есть будет большой трудоемкий процесс... но я хотя бы должен хотя бы начать этим заниматься...».

    В свою очередь хочется поблагодарить Александра Сергеевича Белоненко за состоявшуюся незабываемую творческую встречу, которая дала возможность духовно сблизиться с великим русским композитором и осмыслить его творчество в новом ракурсе.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки