Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Новосибирская консерватория и музыка Азии" №4 (29), Октябрь 2015 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_29/?page=search

     
    Япония в Новосибирске

    Иконникова Я.

    Япония в Новосибирске

    Иконникова Яна

    студентка V курса ТКФ

     


    10 октября нынешнего года в стенах НГК имени М.И. Глинки состоялось событие, являющееся важным не только для студентов и преподавателей консерватории, но и которое, будем надеяться, продолжит плодотворное сотрудничество музыкантов двух стран – России и Японии, и двух городов, находящихся на 70-й параллели.

    Это начался Международный фестиваль японской культуры, посвящённый 25-летию побратимства городов Саппоро и Новосибирска. В программу фестиваля входили: международная научно-практическая конференция «Россия и Япония: история, теория, практика и современные перспективы культурного сотрудничества» и концерт японской и русской музыки в Большом зале консерватории. В этой связи очень важно отметить, что НГК имени М.И. Глинки уже 23 года активно и плодотворно сотрудничает с японскими коллегами в сфере изучения и распространения японской музыки в России и русской в Японии. В Новосибирской консерватории на кафедре этномузыкознания целенаправленно исследуются малоизученные страницы традиционного и композиторского наследия японцев.

    Конференция, проходившая в рамках международного фестиваля, не могла обойтись без иностранных гостей. С визитом в Новосибирскую консерваторию и МКЦ «Сибирь-Хоккайдо» прибыли г-жа Мацуи Аки, преподаватель факультета воспитания и раннего образования Университета Саппоро Отани и г-н Такахаси Кэнъитиро, профессор университета Саппоро. Наши коллеги из Японии представили весьма интересные доклады. Г-жа А. Мацуи выступала с докладом, посвященным музыкальному образованию в японском детском саду, на примере песенного творчества композиторов Японии. Материал доклада был подкреплен редкими видео и аудио материалами, что еще больше заинтересовало слушателей. У присутствующих сразу возник вопрос, к каким методикам воспитания музыкальных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста обращаются наши коллеги из Японии? Как выяснилось, широко распространённые в России и Европе методики Карла Орфа и Золтана Кодаи очень востребованы и в японской образовательной системе.

    Г-н Такахаси Кэнъитиро раскрыл тему «Японизм в русской модернистской музыке: поэтика романсов Стравинского и Лурье на японские стихотворения». Аудитории было приятно, что г-н Такахаси выступал без переводчика, так как сам он хорошо владеет русским языком. Доклад оказался поистине серьезной музыковедческой работой, включающей в себя литературный и музыкальный анализ, при этом, автор доклада работал с литературой не только на японском, но так же и на русском языках. Заметно было, что г-н Такахаси питает трепетную любовь к русской музыкальной культуре. В Японии даже существует музыкальное общество известного русского композитора рубежа XIX-XX столетий, А.С. Аренского, члены которого – японские музыканты – занимаются исследованием и исполнением его творчества, считая, что данный композитор незаслуженно забыт и недооценен своими соотечественниками, с чем, наверное, можно согласиться.

    Конференцию открывала музыковед-японовед, зав. кафедрой этномузыкознания, доктор искусствоведения, профессор, член Международного Совета по традиционной музыке при ЮНЕСКО (ICTM), М.Ю. Дубровская. В своем докладе об историческом значении профессионального диалога выдающихся японских и российских мастеров вокала – профессоров учебных заведений г. Саппоро и НГК имени М.И. Глинки – она представила обширную картину 25-летнего сотрудничества специалистов двух стран, фокусируя внимание на рубежных этапах взаимного познания, проблемах и путях успешности такого многолетнего диалога. Лично участвовавшая в деятельности Центра японской музыкальной культуры при НГК, Марина Юзефовна очертила важнейшие начинания в сфере японо-российских контактов ректора консерватории в 1990-е – начале 2000-х гг., профессора Е.Г. Гуренко, и президента общества ХАЙМЕС, Кавамура Бунъитиро; представила персоналии заслуженных мастеров вокального искусства Японии, почетных профессоров Новосибирской консерватории, гг. Митико Фудзиты и Акико Мибэ; высоко оценила вклад в дело взаимных творческих контактов новосибирских профессоров З.З. Диденко, Н.И. Лубяновской, Р.И. Жуковой и Ж.В. Чаловой. В том же направлении выступил другой непосредственный участник событий, профессор кафедры народных инструментов А.В. Кугаевский, который осветил историческую роль почётного профессора Юкико Такагаки в формировании сибирской школы игры на кото. Г-жа Такагаки внесла огромный вклад в развитие данного направления, и, несмотря на то что, ее, к сожалению, уже нет в живых, японская школа игры на кото, Икута, которую перенял от сэнсэя Андрей Викторович, до сих пор успешно функционирует в Новосибирской консерватории. Завершая музыкально-исторический блок, автор этих строк рассказала о значении музыкальной деятельности городов-побратимов, на примере Новосибирска и Саппоро, в развитии российско-японских контактов.

    Выступления участников конференции отличались разнообразием тематики: помимо исторического направления, в ее работе были представлены доклады, основанные на теоретическом анализе важных параметров традиционного и композиторского наследия японской музыки. Профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской консерватории, доктор искусствоведения С.П. Галицкая, сфокусировала свой доклад на проблематике изучения фактуры традиционной японской музыки, а А.М. Максимова, аспирантка кафедры этномузыкознания Новосибирской консерватории, раскрыла вопросы формирования композиторского фольклоризма в раннем симфоническом творчестве японских композиторов. Это было очень актуально, так как музыка Японии нуждается в серьёзном музыкально-историческом и теоретическом анализе, поскольку далеко не все ее грани изучены и описаны, что и доказали выступления наших коллег.

    В конференции принимали участие педагоги и студенты не только из Новосибирска и Саппоро, но также из гг. Томска, Красноярска, Екатеринбурга и Ярославля.

    Наша коллега в постоянном сотрудничестве с Японской стороной, выпускница Новосибирской консерватории и прекрасная исполнительница на кото, кандидат искусствоведения, директор Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова, Н.И. Чабовская, принимает участие в каждом консерваторском мероприятии, посвящённом японской культуре. Характерно, что Наталья Игоревна обычно выступает не только как исполнитель, но и как исследователь японской музыки, донося до слушателей важную научную информацию о необычайно распространённом японском традиционном инструменте – цитре кото. Ученица г-жи Юкико Такагаки, Н.И. Чабовская рассказывала об изучении и распространении японской музыкальной культуры в г. Томске, доклад был приурочен к 15-летию ансамбля японской музыки «Хикари то кадзэ то», так как автор доклада является создателем и руководителем ансамбля.

    Данную конференцию, состоявшуюся в стенах Новосибирской консерватории, без сомнения, стоит оценить в качестве мероприятия международного значения. Все ее участники надеются, что их встреча даст значительный толчок к дальнейшему культурному обмену между двумя странами, а также контактам между городами России в сфере музыкального японоведения.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2015 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки