В период с 10 октября по 6 ноября в Томске с успехом прошел Международный музыкальный форум имени Эдисона Васильевича Денисова.
Организатором этого события выступила областная филармония. В 2016 году она отмечает свое 70-летие. Именно грядущему юбилею и был посвящен форум. В рамках форума прошли 15 концертов, три творческие встречи и два мастер-класса.
Участниками форума стали музыковед и вдова композитора Екатерина Денисова-Брюжман, народные артисты России Денис Мацуев и Юрий Стоянов, народный артист СССР Евгений Дога, а также Лауреаты Международных конкурсов Иштван Матьяш, Айлен Притчин и Олеся Ростовская.
На трех сценических площадках Томска прошли концерты Томского академического симфонического оркестра и камерного Венского Штраус-оркестра, двух хоровых коллективов – хора Смоленского собора и хора Храма Христа Спасителя, ансамбль " Студия Новой Музыки". В концерте-открытии приняла участие Капелла ТГУ.
Завершила музыкальный форум встреча томской публики с Новосибирским симфоническим оркестром им. А. Каца.
В рамках Международного музыкального форума им. Э. Денисова 11 октября прошла творческая встреча с музыковедом и вдовой композитора - Екатериной Денисовой-Брюжман. О ней я и хочу рассказать.
Лекцию о музыкальном языке Денисова Екатерина Олеговна начала с определения его истоков. Она рассказала, что в Томске находятся три самых важных источника, которые повлияли на формирование стиля композитора – это природа, математика и народная музыка.
– «Денисов всегда был связан с природой, особенно томской. Для него созерцание природы, единение с ней всегда были теми важными моментами, когда рождались его музыкальные идеи.
Вторым источником оказалась учеба на физико-математическом факультете ТГУ. Сам композитор говорил, что математика очень сильно повлияла на его музыкальное мышление. Именно в Томском университете он научился логически мыслить.
Третий источник - народная музыка.
Народную музыку Денисов слышал сначала в детстве, в деревнях вокруг Томска. Позже, будучи студентом консерватории, он ездил в фольклорные экспедиции, – рассказывает Екатерина Денисова. Народная песенность, интонационность русского языка прослеживается в каждом его произведении. Существует мнение, что язык, на котором говорит и думает композитор, влияет на его музыку. Например, немецкий язык – фундамент музыки Шуберта. Это утверждение может стать помощником в понимании музыки Денисова».
Екатерина Олеговна рассказала о том, что все свои сочинения Денисов подписывал монограммой EDES. Эта монограмма была как бы знаком личной ответственности, заверяла подлинность произведения.
-«В 80-е годы, когда Денисов уже выработал свой музыкальный язык, его обвиняли в том, что он пишет одно и то же. Но он реагировал спокойно. Если язык композитора узнается во всех его сочинениях, значит, присутствует индивидуальность. У французского философа Гастона Башляра есть термин «гениальная монотонность». Этот термин означает, что композитор пишет всю жизнь об одном и том же, обыгрывает один сюжет, одну тему, но это проявляется в разных гранях. По словам ведущей встречи, такая «гениальная монотонность» присутствует и в творчестве Денисова».
Еще один ключ к пониманию музыки Эдисона Денисова – это его любовь к живописи. Композитор сам говорил, что живопись повлияла на его художественное сознание больше, чем музыка других композиторов.
– «Эдисон Васильевич использовал живописные методы работы с цветом в оркестровой ткани. Один из способов работы с музыкальным материалом как с красками – это сочетание чистых аккордов с хроматикой по принципу контраста».
Екатерина Олеговна обратила внимание на то, что для композитора была очень важна графичность музыкальных партитур:
– «Денисовские партитуры могут выглядеть как графические работы. Он всю жизнь работал карандашом. Партитуры его всегда очень четкие и ясные. Денисов считал, что произведение будет звучать так, как смотрится партитура, потому что оркестровая партитура отражает интонационность оркестра».
Эдисон Васильевич очень много общался с художниками. Особенно близок он был с Борисом Биргером – художником и теоретиком.
– «Свет в музыке Денисова идет от Биргера. В его сочинениях две ипостаси света: в живописном и божественном преломлении. Денисов не любил говорить о вере, но о его вере можно судить по произведениям. Знаком этой веры являются колокола, которые он вводит во многие сочинения. Духовность произведений Эдисона Васильевича была связана с процессом их создания. В моменты высшей концентрации у него было ощущение, что его рукой водит Бог, что он слышит голос Бога и просто переводит этот Голос на музыкальный язык!».
В заключении Екатерина Олеговна рассказала о последних годах жизни Денисова. В 1994 году случилась страшная автокатастрофа. Композитора перевезли во Францию на лечение и реабилитацию.
– «Два последних года наша семья жила в Париже. В этот период Денисов написал 16 сочинений – это очень много. Видимо, чувствовал, что дни его сочтены. В эти годы написана Вторая симфония для большого оркестра. Тема смерти, которая начала звучать в его творчестве еще в 80-х, получила здесь свое законченное воплощение. Неминуемость грядущей катастрофы в его музыке позволяет говорить, что Денисов – не французский композитор, как считали многие. Ожидание катастрофы – очень русская тема, и в свете этого Денисов очень русский автор. И сам он считал себя русским композитором».
|