Сладкие звуки волшебной флейты полтора часа услаждали слух ее почитателей, собравшихся 30 октября в Малом зале НГК имени М.И. Глинки. Здесь в пять часов вечера симпатичным камерным концертом удостоили публику студенты Заслуженного работника РФ, доцента Новосибирской государственной консерватории им. Глинки, Надежды Петровны Фуренковой.
Получив большое эстетическое удовольствие от концерта, я открыла творчество новых для себя композиторов, чьи инструментальные сочинения, может быть, не столь гениальны, как, например, концертштюки В.А. Моцарта или сонаты И.С. Баха, но столь же высокопрофессиональны и интересны. Произведения, сыгранные на концерте, являются достойным репертуаром для современного концертирующего флейтиста. Как жаль, что многие композиторы и их опусы мало исследованы отечественными музыковедами. Большинство сыгранных произведений написаны представителями флейтовой культуры Франции, которая, как известно, занимает одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре, славится выдающимися достижениями как композиторов и исполнителей, так и конструкторов инструментов.
Концерт был открыт выступлением студента второго курса, Аслана Жолдасбаева, исполнившего сонату И.С. Баха. Игру Аслана отмличали мягкое звучание в нижних регистрах и филигранная техника.
Следующей выступала студентка второго курса, Дарья Понамарева. Она восхитила виртуозной игрой и артистизмом, исполнив Большую фантазию на темы из оперы Амбруаза Тома «Миньон» французского композитора и дирижера Поля Таффанеля. Флейтисткой блестяще выигрывались все фиоритуры, а такие сложные в исполнении приемы, как флажолет и фрулатто, удавались без особых усилий. Кстати, Поль Таффанель был блестящим флейтистом, и наверняка его произведения были наточены на его виртуозное владение инструментом. Интересен тот факт, что П.И. Чайковский под впечатлением игры Таффанеля решил написать концерт для флейты, но, к сожалению, не успел.
В исполнении Татьяны Ноевой прозвучали два контрастных по образу произведения: лирический мечтательный Ноктюрн Джона Фильда и пьеса Софьи Губайдулиной «Аllegro Rustico» (переложенная для флейты и фортепиано). Сочинение Софьи Губайдулиной – одного из крупнейших отечественных композиторов современности – пронизано глубокой философской концепцией, необычным колоритом и энергичным ритмом.
Далее в исполнении Виктории Мансуровой прозвучали соло «Монолог» для флейты Лоуэлла Либермана и «Колыбельная» Франца Допплера. В воздухе разливалась свободная, широкая кантилена, которая, кружась, сплеталась в диалоге с партией фортепиано.
С первых же звуков Даша Мордвинова словно загипнотизировала слушателей. В ее исполнении прозвучала Соната немецкого композитора Зигфрида Карг-Элерта. Соната как бы перенесла нас в особый волшебный мир. Нисходящие приливы септаккордов и контрастная игра динамических оттенков придавали произведению таинственность полета лесных фей.
Заключением отчетного концерта класса Н.П. Фуренковой стала игра студентки пятого курса Чо Е Хи. В ее вдохновенном исполнении прозвучала пьеса «Агрестид» французского композитора Эжена Бозза, покорившая ярким мелодизмом и оригинальной гармонией.
Мои высокие оценки и восхищение, конечно же, обусловили упорные занятия студентов и бесценный вклад их педагога. Каждый исполнитель класса Н.П. Фуренковой мастерски владеет игрой на инструменте и все ее студенты имеют высокий потенциал к дальнейшему развитию!
|