«Ода виртуозности» – именно под таким названием прошел 8 октября в Камерном зале Новосибирской филармонии концерт квартета Росарио Джулиани.
На этот концерт я попала случайно. Проходя осенним вечером по пути домой мимо Камерного зала, увидела афишу и поддалась спонтанно возникшему желанию провести вечер под звуки хорошего европейского джаза. В столице Сибири джазовые музыканты являются желанными, но, к сожалению, не очень частыми гостями. Тем радостнее было услышать музыканта, признанного одним из лучших джазовых саксофонистов мира. Его концертный график расписан на месяцы вперед, без него не проходят престижные фестивали ни в США, ни в Европе.
В этот вечер в составе квартета помимо самого Росарио Джулиани играли контрабасист Асхат Сайфуллин, пианист Александр Титов и Томми Кэмпбэлл, – ударник, игравший с Диззи Гиллеспи и Джоном Маклафлином, чье участие в концерте стало приятным сюрпризом и главным украшением концерта.
В концерте звучали в основном авторские композиции Р. Джулиани. Уже с самых первых нот меня поразило звучание саксофона в руках итальянского виртуоза. Звук, который создает Джилиани, завораживает своей плотностью, чистотой и выразительностью. Этот звук, с одной стороны, ярко выражает индивидуальный стиль исполнителя, а с другой, естественно связывает его с великими саксофонистами, такими как Джон Колтрейн и Кенни Гарретт. На протяжении всего концерта не было сыграно ни одной посредственной, пассивно взятой ноты. Своей игрой Росарио Джулиани принес в холодный Новосибирск частичку своей яркой и красочной родины – Италии.
Не менее, а может даже более яркое впечатление у меня оставила игра Томми Кэмпбэлла. Имя этого легендарного барабанщика известно каждому, кто хоть немного интересуется джазом. В этом концерте участие Кэмпбэлла было неожиданным – он заменял итальянского музыканта, который не смог прилететь. Впервые в жизни именно ударная установка стала центром моего внимания, – настолько тонко и музыкально она звучала. Каждая фраза, ритмический рисунок, сыгранные другими участниками квартета, находили отражение в ритме. В игре Кэмпбелла как-бы присутствуют несколько слоев: он не только вместе с контрабасом создает основу, что является традиционным для ритмической секции, он внимательно следит за импровизацией своих коллег и очень тонко и чутко поддерживает, а зачастую и предвосхищает их идеи.
Кульминацией концерта стал сольный номер американского барабанщика. «Он покажет вам, как можно играть на ударных», – такими словами объявил этот номер Джулиани перед тем, как оставить Томи Кэмпбэлла на сцене в одиночестве. И он действительно показал! Показал не только совершенное чувство ритма, потрясающее владение установкой и body percussion, но и не менее потрясающую музыкальность, вкус и чувство юмора. В середине номера, заговорщицки подмигнув публике, Кэмпбэлл, как фокусник из шляпы, вытащил… резиновую свинью! Через минуту компанию первой игрушке составили уточка и крокодил. С искренней радостью, видя оживление слушателей, Томи разместил этот мини-зоопарк в разных местах ударной установки и начал на них играть. Я никогда бы не подумала, что обычная резиновая игрушка имеет такой широкий диапазон звуков и тембров. Кэмпбэлл в очередной раз поразил меня своим чувством стиля, потому что то, что в руках другого могло бы превратиться в обычное шоу и цирк, здесь звучало интересно и музыкально.
Отдельно хочу отметить отличную игру российских музыкантов: Асхата Сайфуллина и Александра Титова, которые выступали наравне со своими именитыми коллегами и сделали звучание этого квартета органичным и завершенным.
Этот концерт оставил самые яркие впечатления. Виртуозность, колорит, самобытность исполнителей – все это послужило тому, что полтора часа пролетели на одном дыхании. Выходя из зала с прекрасным настроением, я везде замечала восторженные взгляды и улыбки, а значит, концерт действительно удался!
|