Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "От чистого сердца простыми словами…" №1 (34), Январь 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_34/?page=search



    Печатная версия
     

     
    От чистого сердца простыми словами

    Ванчугов А.

    Когда есть повод поговорить…,
    (интервью с заведующим кафедрой композиции, Андреем Владимировичем Поповым)


    скачать публикацию в формате pdf

    Ванчугов Антон

    студент IV курса ТКФ

     


    Кафедра композиции

    Антон Ванчугов: Андрей Владимирович, скажите, пожалуйста, какие события пройдут под эгидой кафедры композиции в этот юбилейный год?

    ПОПОВ Андрей Владимирович, заведующий кафедрой композиции, доцентАндрей Попов: Пересечения с юбилейными событиями в работе кафедры были и будут. В апреле этого года состоялись 2 концерта, составленных из сочинений композиторов работавших и работающих на кафедре композиции. Звучала даже музыка М.А.Гозенпуда – первого профессора композиции в НГК. А в этом учебном году студенты-композиторы примут участие в концерте молодых композиторов (совместно с Союзом композиторов в феврале 2017) и будут проведены два, ставшие уже традиционными, конкурса по композиции. Это конкурс, связанный с именем Александра Порфирьевича Новикова, «Корни и листья» и конкурс «Композиции и импровизации», который будет проходить в Новокузнецке.

    Оба конкурса пройдут в близкий временной отрезок, в два месяца и оба являются открытыми. В них могут принять участие конкурсанты совершенно разного возраста: от школьников до студентов ВУЗов. Не смотря на то, что конкурсы заявлены как региональные, статус «открытых» предполагает возможность участия конкурсантов из других регионов и стран СНГ. Безусловно, связь с юбилейными торжествами будет отражена в проведении конкурсов, в меньшей степени в «Корнях и листьях», в большей степени в Новокузнецке, т.к. часть заданий будет посвящена шестидесятилетию консерватории, будут подобраны темы... И еще одно событие, которое состоится под знаком юбилея – кафедральный концерт в апреле 2017 года. В этом и будет состоять участие кафедры композиции в юбилейных празднествах.

    А. В.: Расскажите, пожалуйста, о взаимосвязи поколений на кафедре, о современных студентах.

    А. П.: Взаимосвязи поколений самые прямые: каждый преподаватель, доцент, профессор когда-то был чьим-то учеником и студентом, и в этом смысле, nolens volens является носителем определенной традиции. На кафедре композиции, как и на любой другой кафедре в консерватории, представлены сразу несколько линий преемственности, которые в конечном итоге продолжают традиции преподавания композиции в Москве и Петербурге. Преподавание как деятельность, особенно в ВУЗ-ах искусств, процесс теснейшего взаимодействия поколений. Передача умений и знаний, в том числе и традиций преподавания, безусловно, существует как линия преемственности, ученической преемственности. В этом смысле существование консерватории на данном этапе не безоблачное и существование кафедры композиции тоже. Но традиции не прерываются. Они передаются и в постоянном общении, и через освоение подходов к формам и жанрам, и всего, что касается композиторской профессии.

    Сейчас для студента время тяжёлое. Плотность информационного пространства столь велика, что понять, что в нём важно, а что нет, – сложно и требует много времени. То же можно сказать и о "звуковой атмосфере" вокруг нас – её ещё большей «засорённости». Абитуриенты часто погружены в эту атмосферу "по уши". А это не безопасно для слуха. К сожалению, многое из того, что массированно рекламируется (а значит приходит к нам в первую очередь, особенно в интернете) не обладает достаточным уровнем эстетического и технического качества. Отсюда "вкусовые перекосы" и непонимание специфики консерватории. Несомненно, это талантливые люди, но им необходимо понять, что мы академический вуз, что смысл обучения в консерватории заключается в получении базового академического образования. Мы не учим джазовым импровизациям и вещам, которые имеют отношение к массовой культуре. Не редки случаи, когда абитуриенты уверены, что в ВУЗ-е их будут учить сочинению песен или обнаруживают вопиющую музыкальную безграмотность... Конечно, мир меняется (и не в лучшую сторону) и очень трудно сохранить свой слух и индивидуальность в хаосе современного звукового пространства. Поэтому всегда радостно, когда приходит поступать молодежь, которая помимо знаний, усвоенных в музыкальной школе и колледже, показывает интерес к чему-либо сверх программы, проявляя свои слуховые пристрастия.

    Став студентами, они, конечно же обретают необходимый музыкантский опыт, постепенно перенастраивая свой слух, приходят к пониманию сложных процессов организации музыки. Часто этот процесс бывает не так скор, как хотелось бы. Но они уже в пути и всё теперь будет зависеть от их желания, работоспособности и таланта. А талантливые студенты безусловно есть, мыслящие и слышащие по-своему, с ними интересно работать и помогать в творческом процессе. В целом, всё так и должно быть, невозможно представить ситуацию, когда поступят сразу пять Танеевых. Такое едва ли возможно. Талантливые люди (а очень талантливые – тем более) – большая редкость и большая ценность. Задача педагогов кафедры – обучить их профессии, сохранив при этом особенности их "голосов".

    А. В.: Позвольте вернуться к концерту кафедры. Будут ли там приглашены и представлены выпускники прошедших лет, будет ли звучать там их музыка?

    А. П.: Пока программа верстается. Всё зависит от того как сойдутся все слагаемые. На самом деле многое зависит от исполнителей, как у них будет со временем и занятостью. Если получится услышать какие-то сочинения, то мы с радостью включим их. Концерт будет ближе к концу апреля, поэтому время ещё есть.

    А. В.: Существуют ли возможности на кафедре для общения и творческого союза с коллективами города Новосибирска, с филармонией, с оперным театром – для регулярного исполнения современных сочинений?

    А. П.: На самом деле, все члены кафедры являются членами Союза композиторов. У каждого есть свои контакты с филармонией и другими коллективами. Главное: если появляется желание к сотрудничеству – оно всегда будет реализовано. Существует масса примеров подобного взаимодействия. Это творческая жизнь каждого композитора. Его сочинения могут исполнять за пределами Новосибирска, России, например: в Австрии, США. Каким образом кафедра может участвовать в этом? Ответ ясен.

    Другое дело – творческое общение в студенческой среде. Для этого существует студенческий клуб композиторов. Когда у молодого поколения есть желание что-то обсудить, предложить какую-то идею, послушать новую музыку: свои сочинения, сочинения других композиторов (в том числе и педагогов кафедры) или всё что угодно – необходимо встречаться. Например: кто-то обнаружил что-то в интернете, но не понимает как к этому "объекту" относиться, – есть всегда возможность раз, два, три раза в месяц собраться студенческим клубом и обсудить то, что ему и, надеюсь, другим интересно. В живом и неформальном общении гораздо эффективнее происходит обмен мнениями, идеями.

    А. В.: Уже завтра (18.10.2016) в студенческом клубе состоится встреча с гостем из Германии, мастером карильона Джеффри Боссином. Не могли бы Вы проанонсировать это событие?

    А. П.: В известном смысле, это уникальное событие, но оно стало возможным благодаря Сергею Геннадьевичу Тосину, который в этом деле тоже большой знаток, – он занимается колокольным искусством больше 20 лет, им защищены 2 диссертации на эту тему, изданы несколько книг. Именно он осуществил возможность этой встречи.

    Для студентов-композиторов встреча очень примечательная, потому что Джеффри Боссин – интересный музыкант, который играет на инструменте, для нас почти недоступном и уникальном по своим свойствам. Карильоны, большей частью, находятся в западной Европе и Америке, – это западно-европейская колокольная традиция. В российской культуре звоны существуют по-другому. А Дж. Боссин – человек, который сотрудничает с западными композиторами, пишущими пьесы специально для него, сам делает обработки классической музыки для карильона. Есть возможность больше узнать об инструменте, задать вопросы, услышать редкие записи, – это очень ценно. Тем более, информацию интереснее и полезнее получить "из первых рук" на собрании клуба, – в процессе почти неформального общения. Насколько я знаю, интерес к этой встрече уже есть. Все вопросы, возникающие по ходу исполнения и обсуждения музыки, можно будет задать и это здорово!

    Знакомство с такой малоизвестной для нас частью западноевропейской культуры позволит посмотреть на колокольное искусство с другой стороны. Хотя бы потому, что у нас колокольная звонница никогда не рассматривалась как концертный инструмент, если не брать во внимание выступления звонарей на различных фестивалях в последнее время. А на карильоне исполняют музыку от Баха до Штокхаузена.

    А. В.: Часто, проходя мимо кафедры, можно услышать джазовые гармонии, интересные импровизации. Для Вас это личная инициатива, увлечение? Оказывает ли влияние на студентов этот вид музыки?

    А. П.: Я не знаю, как джаз влияет на студентов, но влияние несомненно будет, если человек этим заинтересуется. Меня эта музыка всегда увлекала. Достаточно давно, ещё в музыкальном училище, играл в диксилендовом составе. Мне джаз интересен своей спонтанностью и непредсказуемостью результата.

    В академической музыке импровизация как жанр существует, но там иные способы развития и законы построения формы. В джазе всё происходит иначе: сам процесс музицирования направлен на другое. Взять, например, любую известную тему – из мюзикла или народную, изменить так, что мы даже не сразу её узнаем и пофантазировать. Есть возможность взглянуть на музыку, условно говоря, с "джазовой колокольни" – немного похулиганить. Но в любом случае джаз слушаю ещё и потому что это рабочая информация, которая включается в лекции по истории джаза. Да и среди джазовых исполнителей, масса очень талантливых, неординарно мыслящих музыкантов и это всегда интересное общение через звуки.

    Композитор – человек, реализующий себя в этом мире через звуки, как правило, интересуется очень многим. Вся окружающая звуковая среда является объектом его пристального внимания. Вспомним Джона Кейджа, который говорил, что "для музыкального уха – всё музыкально". Поэтому джаз, средневековая музыка, ориентальные культуры: очень далёкие от нас индийские раги, древняя японская музыка, пение африканских негров и индонезийский гамелан – это интересно! Это – рабочий материал для композитора, дающий массу информации для размышлений и творческого усвоения. Вспомним хотя бы ссылки на восточные музыкальные традиции таких мэтров ХХ века как Мессиан, Райх, Штокхаузен...

    Помнится, лет тридцать назад на теоретическую конференцию в НГК приезжал Борис Иванович Тищенко и читал доклад о японской придворной музыке Гагаку. Доклад об особенностях инструментария, ладовой структуре, ритме, – а я слушаю доклад и вспоминаю первые звуки «Ярославны» – его балета. Очень похоже на то, что он рассказывает. Не думаю, что это прямая цитата, это скорее атмосфера, «подслушанная» в древнем источнике. Очень много параллелей!

    Подобные примеры, кстати, есть и у нас. Юрий Павлович Юкечев был в своё время в гуще джазовых событий не только Новосибирска, дуэт «Homo liber» с его участием известен был и за пределами России. Сергей Геннадьевич делал хоровые обработки Beatles… Для композитора всё это очень важно и интересно. Думаю, что каждый из педагогов кафедры включает в орбиту обучения обсуждение очень разных музыкальных явлений, тем, касающихся и музыки популярной, и джазовой, и фольклора. Тогда, когда есть повод поговорить об особенностях музыкального материала, о том, как это сделано, о том каким образом это может помочь в работе над собственным сочинением, – необходимо собираться и обсуждать. Студенты композиторы приносят очень разную музыку. Она разная и по стилистике, и по своей структуре. Иногда, чтобы подтолкнуть к правильным решениям и направить фантазию в нужную сторону, приходится прибегать к каким-то параллелям и аналогиям, и не только музыкальным. Вся культура вовлечена в орбиту. А педагоги кафедры, опираясь на свой музыкантский и композиторский опыт, научат относиться к ней избирательно и понимать, что есть что в этом мире.

    А. В.: Благодарю, Андрей Владимирович, за интересную и познавательную беседу!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки