Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "От чистого сердца простыми словами…" №1 (34), Январь 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_34/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Всероссийский конкурс

    Ванчугов А.

    Несколько слов об органном искусстве


    скачать публикацию в формате pdf

    Ванчугов Антон

    студент IV курса ТКФ

     


    БАГИНСКАЯ Наталья Викторовна, доцентПодводим итоги II Всероссийского музыкального конкурса в номинации орган. Нашими собеседниками стали доцент кафедры специального фортепиано, преподаватель класса органа НГК Наталья Викторовна Багинская и обладательница III премии конкурса Екатерина Данилова.

    Антон Ванчугов: Наталья Викторовна, поздравляем Вас с победой Вашей ученицы Екатерины Даниловой на II Всероссийском музыкальном конкурсе. Скажите, пожалуйста, насколько это достижение и результат важны для Новосибирской консерватории, для органной школы Сибири в целом?

    Наталья Багинская: Я считаю, что результат действительно серьёзный, поскольку третье место во Всероссийском конкурсе – это высокая оценка. Как известно, сейчас в России органная школа на очень хорошем уровне и совершенно конкурентоспособна Европейской. Поэтому, если учитывать этот факт, то мы успешно влились в современные тенденции и этот значительный результат – новая ступенька в истории органного класса Новосибирской консерватории.

    А. В.: Сейчас уже прошёл II Всероссийский конкурс. Что поменялось в сравнении с первым? Участвовали ли раньше наши представители в нём?

    Н. Б.: В первом конкурсе участвовала Екатерина Предвечнова, которая сейчас уже преподаёт у нас на кафедре общего фортепиано. Тогда немного обстоятельства сложились не в неё пользу, потому что Катя была на фортепианном конкурсе и сразу после него приехала на органный конкурс. Хотя к органному конкурсу она готовилась достаточно долго, но чисто психологически и даже физиологически подряд сыграть конкурсы на разных инструментах было достаточно сложно. Мне кажется, она просто не успела адаптироваться, перестроиться. К тому же, в рамках конкурса даётся очень мало времени на репетиции, буквально подготовка регистровок и всё, нет возможности привыкнуть к инструменту. Поэтому, тот факт, что Катя не смогла выйти в финал, объясняется во многом тем, что совпали два конкурса.

    Вернусь к нынешнему, второму конкурсу. Во-первых, в этом году было гораздо больше участников: первый конкурс – 9, второй – 17 человек. Во-вторых, было больше интересных ребят. Не все из них в силу юношеского максимализма смогли справиться с какими-то творческими и чисто техническими задачами, соответственно не совсем удачно выступили. Программа была достаточно сложная, разнообразная и требовала специальной подготовки, потому что, наряду с обширным европейским репертуаром, включала в произведения наших композиторов – русских, российских. Если готовишься к европейскому конкурсу, то, практически, всё есть в репертуаре. А здесь… Нужно отметить, что далеко не всегда студенты, да и не только студенты, исполняют сочинения отечественных композиторов. Поэтому требовалось специальное изучение, открытие новых сочинений, что, конечно же, расширило репертуар юных органистов.

    А. В.: Расскажите, пожалуйста, подробнее о российских композиторах и их органных сочинениях.

    Н. Б.: На первом туре надо было играть либо «Хоральные вариации» Сергея Ивановича Танеева, либо «Прелюдию и фугу соль минор» Георгия Львовича Катуара. Оба произведения интересные, честно говоря, я с большим удовольствием прослушала их множество раз, потому что в первом туре принимали участие как раз все 17 участников – и получилось 10 «Танеевых» и 7 «Катуаров». Их всех было интересно слушать, потому что были разные регистровки, разные интерпретации. Второй тур был ещё интереснее, потому что была представлена возможность самим выбрать произведение отечественного композитора, протяженностью звучания не более 8 минут. Интересно, что самой популярной при этом стала Токката «Наваждение» Д. Дианова – произведение яркое и виртуозное. В третьем туре несколько раз прозвучала «Пассакалия» Христофора Степановича Кушнарёва, которая мне очень нравится, очень талантливое сочинение. Исполнялась «Прелюдия и фуга ре мажор» Александра Константиновича Глазунова… Участники не формально подошли к исполнению отечественного репертуара, слышно было, что они стремились проанализировать, донести своё понимание произведения, вписать его в контекст органного искусства. Было интересно слышать не только разные трактовки произведений, созданных для конкретных инструментов, но и умение адаптировать их к органам, которые звучали на конкурсных прослушиваниях. В целом, меня поразило, насколько хорошо конкурсанты ориентируются в репертуаре. Прозвучало очень много ярких интересных произведений в рамках свободной программы второго и третьего туров. Была пара сочинений отечественных современных авторов (Петербург), которые я даже не знала. Так что даже для меня получилось познавательно.

    А. В.: Насколько успех в конкурсе важен для Екатерины Даниловой? Как она шла к этому достижению, какие новые творческие вехи преодолевала, чтобы добраться для тройки лучших?

    Н. Б.: Катя на органе начала заниматься, когда ещё училась в музыкальном колледже, потом, правда, у неё был перерыв и позже она поступила в консерваторию. Учась в музыкальном колледже, она стала лауреатом конкурса юных органистов в Москве. Так что, участие в конкурсе и звание лауреата сейчас для неё уже не первое. Но тогда был конкурс юных органистов, а сейчас совершенно другой уровень, другой статус конкурса и к нему, действительно, был немного тернистым путь. Катя до этого принимала участие в двух конкурсах в Петербурге, которые принесли только опыт, но не результат. Поэтому мне кажется, что сейчас она мобилизовалась, собралась. Программа была большая, сложная. Пришлось выучить несколько новых произведений и сыграть их на новых для Кати инструментах. Первый тур проходил в Органном зале Казанской консерватории, а второй и третий – в Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева на потрясающем органе «Flentrope», в шикарном зале! Я думаю, что участникам просто неоценимое удовольствие доставило само выступление на этом инструменте. Все только говорили: жалко, что мало… Но концентрация при подготовке к выступлению на нём, конечно, требовалась серьёзная. Орган «Flentrop» прекрасно слушается и смотреть на него одно удовольствие, но если нет опыта игры на этом инструменте, то, прямо скажем, подготовка к конкурсному туру – это момент испытания. Мобилизация и внимание могли выручить исполнителя. В этом плане Катя, конечно же, молодец, она собралась и этот опыт – он просто неоценим! Когда мы готовились к конкурсу то, конечно, надеялись на что-то хорошее – всё же работу проделали большую. Поэтому хорошо, что так всё и сложилось.

    А. В.: Когда мы готовили материалы про наших победителей конкурса в номинации хоровое дирижирование, Игорь Викторович Юдин поделился мнением о новосибирской хоровой школе. Можно также сказать и о новосибирском органе?

    Н. Б.: Я думаю, что уже давно можно сказать. Активно участвовать в конкурсах мы начали с 2005 года. Регулярно, каждый год ребята привозили какие-то премии. Сейчас у нас расширился круг знакомств, мы общаемся с органистами Европы и России, и я вижу, что нас серьёзно воспринимают как сложившийся органный класс Новосибирской консерватории. Действительно, ни года, наверное, не было, чтобы мы не выступали и не привозили лауреатские звания. Значит, работа ведётся правильная.

    ДАНИЛОВА ЕкатеринаА. В.: Спасибо, Наталья Викторовна, передадим слово Екатерине Даниловой. Катя, скажи, пожалуйста, насколько для тебя значимо выступление и победа на II Всероссийском музыкальном конкурсе?

    Е. Д.: Участвовать в таком престижном и серьезном конкурсе, достойно пройти 3 тура и занять 3 место для меня, конечно, большая честь. Подобные мероприятия дают мне огромный стимул подготовить очень разнообразную, интересную и сложную программу. Выражаю огромную благодарность моему педагогу – доценту Наталье Викторовне Багинской – за помощь в подготовке к конкурсу, за терпение, труд и поддержку. Конкурс дал мне большой опыт в плане игры на новых инструментах, я познакомилась с замечательными музыкантами, получила массу новых приятных впечатлений!

    А. В.: Какие впечатления оставили органы в Казани, особенно «Flentrop»? Какие особенности исполнения требуются от органиста?

    Е. Д.: Органы в Казани оставили самые приятные воспоминания, особенно орган в концертном зале имени С. Сайдашева фирмы "Flentrop". В зале потрясающая акустика, и орган шикарный – звучит изумительно, очень величественно. Это мощный трехмануальный инструмент с механической трактурой. Правда, мне понадобилось некоторое время, чтобы привыкнуть к этому органу. Для меня оказалось трудным играть на главном мануале с копуламим (то есть, когда регистры, взятые с других мануалов присоединяются к звучанию  главного). Трактура становится втройне тяжелой, и приходится преодолевать некоторые технические проблемы. Так как времени на репетиции давалось совсем немного, приходилось «думать в экспересс-режиме», какие-то моменты решались прямо по ходу выступления.

    А. В.: Вопрос о программе. Какие сочинения из обязательной и свободной программы стали для тебя открытием? (В исполнении других участников также).

    Е. Д.: Самым большим открытием для меня стало произведение ленинградского композитора Христофора Кушнарева "Пассакалья", написанное в 1924 году. Это невероятной красоты музыка, близкая мне по духу, очень масштабная и талантливо написанная. Я счастлива, что мой учебный и концертный репертуар пополнился таким прекрасным сочинением.

    А. В.: Можешь ли рассказать о впечатлениях от 3-х туров и награждения?

    Е. Д.: Первый тур проходил в органном зале Казанской консерватории на барочном двухмануальном инструменте "Eule". На жеребьевке мне достался последний 17-й номер. Играла на второй день конкурсных прослушиваний, о чем нисколько не жалею – было время адаптироваться, ещё раз все продумать. Не скрою, что сильно волновалась. Члены жюри были настроены очень доброжелательно, а в зале царила хорошая энергетика, поэтому старалась играть максимально сконцентрировано и с удовольствием. Сложнее пришлось во втором и третьем туре, и это неудивительно, потому что предстояло исполнить сложные масштабные программы. Также был совершенно другой орган, совершенно другие впечатления от звучания, минимальное количество времени на адаптацию и приспособление к инструменту. Не всё в итоге получилось так, как хотелось бы, но в целом конкурсные прослушивания прошли успешно, чему я безумно рада!

    А. В.: Спасибо, Катя, дальнейших тебе творческих успехов!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки