Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "От чистого сердца простыми словами…" №1 (34), Январь 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_34/?page=search



    Печатная версия
     

     
    От чистого сердца простыми словами

    Ванчугов А.

    «У нас собрались сразу специалисты многоплановой исполнительской культуры»


    скачать публикацию в формате pdf

    Ванчугов Антон

    студент IV курса ТКФ

     


    Кафедра камерного ансамбля, струнного квартета и концертмейстерского мастерства

    Продолжаем серию интервью с заведующими кафедрами Новосибирской государственной консерватории имени Михаила Ивановича Глинки. Наш собеседник скрипач, дирижёр, заслуженный деятель искусств России, профессор, заведующий кафедрой камерного ансамбля, струнного квартета и концертмейстерского мастерства Виктор Меликович Минасян.

    Класс камерного ансамбля НГК первоначально входил в структуру кафедры струнных инструментов. Его первым руководителем с декабря 1956 года был профессор Леонид Николаевич Шевчук. Он же стал первым заведующим кафедрой, созданной в 1960 году.

    МИНАСЯН Виктор Меликович, заведующий кафедрой, профессорАнтон Ванчугов: Виктор Меликович, что значимого и интересного из истории кафедры Вы хотели бы рассказать читателям?

    Виктор Меликович Минасян: Когда в 1956 году организовалась консерватория, уже со второго курса студенты начали приходить на камерный ансамбль и в концертмейстерский класс. Естественно, все педагоги были приезжие. Время прошло, кто-то остался, кто-то уехал. Я приехал сюда в 1968 году, когда консерватории было двенадцать лет. Тогда я застал Веру Николаевну Бакееву, мы долго работали вместе с Леонидом Марковичем Руханкиным, пианистом Евсеем Михайловичем Зингером, композитором Юрием Васильевичем Николаевым. Они все работали на кафедре, вели камерный ансамбль. В основном все были выпускники Московского и Ленинградского вузов, поэтому хоть каждый из педагогов и был носителем индивидуального таланта, но вместе с тем черты своей выпускающей школы они привносили с собой. У нас собрались сразу специалисты многоплановой исполнительской культуры

    Было всего у нас, вместе со мной, пять заведующих кафедрой. С 1990 года, вот уже шестой срок, руковожу кафедрой я. Могу гордиться тем, что, начиная с двенадцатилетнего возраста консерватории, и по сей день работаю здесь. Кафедра у нас многосоставная и включает четыре предмета. В связи с этим у меня появилась идея изменить название кафедры, поскольку раньше она называлась – кафедра камерного ансамбля, а теперь добавилось ещё: «струнного квартета и концертмейстерского мастерства». Почему? Просто все три предмета являются выпускающими. Есть ещё фортепианный ансамбль, который проходится на первом курсе, но эти три выпускающих предмета должны быть в названии кафедры. Все четыре предмета имеют свою специфику, и каждый преподаватель специализируется на одном или нескольких направлениях. Для каждого предмета свойственна своя векторная направленность, и мы получаемся специалистами широкого профиля. Одно дело преподавать фортепианный дуэт, а другое дело камерный ансамбль, где принимают участие струнники. Сейчас старейшим педагогом кафедры является Лидия Николаевна Стремоусова, которая начала свою преподавательскую деятельность в 1968 году. Я тоже начал работать в этот год.

    А. В.: Виктор Меликович, расскажите, пожалуйста, как появилась идея присвоить студенческому симфоническому оркестру консерватории, которым Вы руководите, имя Ивана Ивановича Соллертинского?

    В. М.: Дело было так. Существовали сначала камерный оркестр на базе лицея с добавлением студентов консерватории и один большой симфонический оркестр студентов. Поскольку необходимо было устраивать международный конкурс скрипачей под руководством Захара Нухимовича Брона, который проводится раз в три года, мы нанимали за большие деньги филармонический оркестр. Он проводил одну-две репетиции... Потом нашему старейшему дирижеру Илье Акимовичу Зайдентрегеру пришла в голову мысль сэкономить деньги, обойтись своими силами. Мы создали на базе лицейского оркестра второй консерваторский оркестр. Поделили программу пополам и два дирижёра – я и Максим Анатольевич Конарев – готовили по пять концертов к конкурсу. Дальше я выучил с оркестром Пятую симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и решил послать запись на конкурс. С конкурса мне пришёл ответ, что дважды нельзя посылать заявку и выступление. Один и тот же состав нельзя посылать, вы уже и так получили вторую премию. Я отвечаю, что ничего не посылал, это был совершенно другой оркестр. Мне отвечают: тогда вы как-то обозначьте его по-другому.

    И мне пришла идея назвать оркестр именем И.И. Соллертинского, поскольку я уже давно дружил с его семьёй, с сыном Дмитрием Ивановичем, дочерью Катей… Мы давно друг друга знаем, тем более что могила Ивана Ивановича здесь, в Новосибирске. И ещё потому, что я много играю Шостаковича. Для меня Шостакович и Соллертинский – понятия одинаковые, они дружили между собой, и Соллертинский был «возрастным другом», если можно так выразиться. Шостакович был моложе, а Иван Иванович его курировал, советовал и очень влиял на него во многих отношениях с точки зрения искусства.

    Я пришёл к ректору, Константину Михайловичу Курлене, и предложил этот вариант. Ни в одном вузе у нас нет оркестра с именем И.И. Соллертинского. Мы решили и написали Дмитрию Ивановичу, Максиму Шостаковичу подтверждающие это решение письма. Они поддержали наше начинание. И уже с именем И.И. Соллертинского была отправлена заявка на конкурс, – так мы получили Гран-при за Пятую симфонию.

    Я считаю, что Пятая симфония Шостаковича – это одна из наиболее сложных для исполнения и восприятия симфоний. Тем более, чтобы пройти её со студенческим оркестром – это чрезвычайно сложно. Мы играли ещё Девятую и Десятую симфонии, Казнь Степана Разина.

    Некоторым кажется так: вот пришли, поставили ноты, прорепетировали и вышли на сцену, но у меня всего два дня в неделю по два с половиной часа. Поскольку я струнник, то не могу пропустить, если струнники играют не так как нужно: аппликатура не та и звук не тот, прикосновение не то. Этим всем мы с оркестрантами занимаемся, поэтому много времени уходит на подготовку. Иногда, я сижу ночами, пишу в нотах штрихи, чтобы всё было верно исполнено. Вот такая у нас ситуация. Выучить быстро произведение практически невозможно, тем более такие симфонии, как шостаковичевские Пятая или Десятая.

    А. В.: Скажите, а существуют ли среди наших преподавателей или студентов постоянные творческие коллективы, трио, квартеты? Ведь раньше, насколько я знаю, они в Новосибирской консерватории были и Вы принимали в них участие?

    В. М.: Да, У нас был состав, когда мы играли двадцать пять лет с Марком Ароновичем Шавинером и Игорем Евсеевичем Бялым в «Новосибирском фортепианном трио» и был ещё струнный квартет консерватории. Мои коллеги разъехались, кто в Израиль, кто в Германию. Сейчас у нас есть фортепианный дуэт Светланы Фёдоровны Курбетовой и Людмилы Игоревны Хрульковой. Это действующие исполнительницы, которые, к сожалению, не так часто играют. Наша стезя такова, что мы и педагоги, и исполнители. Есть просто музыканты, работающие в филармонии, например, Дмитрий Алексеевич Карпов, Геннадий Анатольевич Пыстин. Они много репетируют и выступают как фортепианный дуэт. Мы же работает со студентами, и только потом, в дополнительное время как-то стараемся репетировать. Поэтому для нас это намного сложнее. И все же мы стремимся выходить на сцену и поддерживать форму. Я считаю, что педагог, который играет, в большей степени влияет на студентов: они должны знать и воспринимать не только слова педагога о том, как нужно сыграть, но и услышать его самого со сцены.

    А. В.: Сохранились ли те студенческие ансамбли, которые были созданы к Всероссийскому музыкальному конкурсу?

    В. М.: Действительно, к конкурсу у нас организовывались ансамбли, но, к сожалению, они организовывались «К» конкурсу и всё. Дело в том, что студенческие коллективы таковы: они имеют временный характер. У меня был хороший состав: Евгения Богданова (сейчас Животягина), Анита Лахина, Думан Жамалкожа и Виктор Ерёменко. Они играли замечательно все годы своего обучения. Мы сыграли Десятый квартет и ряд пьес в рамках монографического концерта Сулхана Фёдоровича Цинцадзе. Хорошо закончили, Женя ушла в аспирантуру сольную, Анита сейчас играет первую скрипку в оркестре: так постоянно идёт ротация. Да, к сожалению, у нас нет в консерватории постоянного коллектива, скажем, квартета. Квартет – это сложный коллектив, который требует особого отношения по своему составу и по всем составляющим. Вот как у нас был квартет, о котором я говорил в начале: все педагоги работали на кафедре, и мы играли. Со студентами сложнее, они приходят-уходят и поэтому постоянного состава быть не может.

    А. В.: Произведения каких композиторов, помимо названных Шостаковича и Цинцадзе, исполняют преподаватели и студенты кафедры в классе, и на сцене?

    В. М.: В классе проходится всё что угодно. Мы ищем новые сочинения. Есть апробированные сочинения: сонаты, трио, квартеты и т.д., а есть произведения XIX-XX веков, которые мало играли. Есть отдельные сочинения, которые интересны, но есть признанные композиторы и их произведения, которые могут дать пользу с точки зрения творческого отношения к музыке.

    А. В.: Вопрос по составу кафедры. Сейчас уже прошло 10 лет со времени написания энциклопедии к пятидесятилетию Новосибирской консерватории. Обновляется ли состав преподавателей, приходят ли на Вашу кафедру молодые специалисты?

    В. М.: На сегодняшний день кто-то у нас заканчивает консерваторию и поступает в аспирантуру и, если есть возможность и необходимость, мы берём на кафедру молодежь. Так, Марина Владимировна Уткина, Татьяна Николаевна Смыслова, Татьяна Анатольевна Сизикова, Александр Михайлович Абрамов, Ольга Александровна Миланская, и, конечно же, Людмила Игоревна Хрулькова – все они преподают камерный ансамбль, квартет, концертмейстерский класс. Со временем наша кафедра стала монолитом и устойчивым выразителем идей, которые необходимы для преподавания и исполнения камерной музыки, квартетной музыки. А что касается новых педагогов, – здесь многое зависит от штатного расписания. Даже если мы хотим кого-то взять – мест очень часто нет. Сейчас у нас укомплектованный штат. Хотя, конечно, нам не хватает одного-двух педагогов, потому что нагрузки большие, можно было бы немного свободнее работать…

    А. В.: Виктор Меликович, скажите, пожалуйста, а сложились ли определённые традиции кафедральных концертов? Может быть, существуют определённые взаимодействия с коллективами города?

    В. М.: Да, ежегодно у нас проходят кафедральные концерты. Сейчас мы готовим концерт памяти Ефима Натановича Шустина, который состоится 15 февраля. Проводим классные вечера, но традиция учитель-ученик у нас не сложилась. Что касается взаимодействия с коллективами города, то сейчас такой необходимости нет, как говорится, справляемся своими силами. Однако, к сожалению, студенты наши работают и не все выступления возможно подготовить. Я запланировал в начале года секстет Чайковского «Воспоминание о Флоренции», ужасно его люблю, но не получилось… Шесть человек не оказалось возможным собрать вместе, все работают, при чём в разных местах. К сожалению, пришлось заменить это сочинение другим. Приглашать кого-то ещё не имеет смысла в силу этих же причин.

    А. В.: Не могу не попросить Вас о пожеланиях студентам нашей консерватории, будущим поколениям…

    В. М.: Всем главное – здоровья! С возрастом начитаешь понимать, что действительно правду говорят: здоровье самое главное, а всё остальное можно купить. Что касается студентов… Это больной вопрос, потому что мы здесь «колотимся». Если прийти на обсуждение экзаменов комиссией, то можно увидеть такие баталии по поводу того, кто как из студентов играет, почему… Обидно, что на самом деле студентам, по большому счёту, это бывает всё равно. Потому что все работают и… всех устраивают оценки. Первый курс наиболее целомудренный. Через полгода они начинают работать и всё, их уже почти не видишь. Если я составляю расписание и говорю, например, приходите во вторник, то слышу: нет, не могу, у меня работа. В среду – нет и т.д. Мы между их работой пытаемся назначать уроки. Это очень плохо. Что пожелать? Они поступили сюда для того, чтобы постигнуть знания, а не просто, приехав в Новосибирск, устроиться на работу. Правильно сказал Виктор Антонович Садовничий, что раньше студенты учились и подрабатывали, а сегодня они работают и подучиваются, к сожалению...

    Поэтому желаю нашим студентам заниматься как должно, – это бы порадовало всех педагогов кафедры! Молодые музыканты растут специалистами своего профиля и, выпускаясь, должны уметь очень многое. Завтра наши сегодняшние студенты будут выступать в различных профессиональных коллективах, кто-то из выпускников уедет, например, в другой город или за рубеж, и должен быть способен всё сделать на высшем уровне.

    А. В.: Спасибо, Виктор Меликович! Пожелаю Вам также здоровья и неиссякаемого вдохновения!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки