Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "От чистого сердца простыми словами…" №1 (34), Январь 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_34/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Всероссийский конкурс

    Ванчугов А.

    «Очень полезны подготовка и участие в этом конкурсе!»
    (о II Всероссийском музыкальном конкурсе-2016 в номинациях духовые инструменты, ансамбли духовых инструментов)


    скачать публикацию в формате pdf

    Ванчугов Антон

    студент IV курса ТКФ

     


    АУНС Маргарита Владимировна, декан отделения духовых и ударных инструментов, доцентНам удалось взять интервью у очень занятого человека: декана оркестрового, дирижерско-хорового факультетов и факультета народных инструментов, доцента Маргариты Владимировны Аунс, – педагога, подготовившей четырёх участников Всероссийского музыкального конкурса в номинации деревянные духовые инструменты (кларнет).

    Антон Ванчугов: Скажите, насколько II Всероссийский конкурс отличается от I по уровню сложности и разнообразию программы?

    Маргарита Владимировна Аунс: Этот конкурс интереснее по произведениям, а по уровню, в принципе, они одинаковые. Прошлый был больше ориентирован на отечественную музыку. Например, в первом туре того конкурса был «Этюд» Мостраса. В советский период это произведение было очень популярно и важно в программе кларнетистов на уровне консерватории, а теперь его убрали и сделали обязательным редко исполняемый Концерт Крусселя. В Новосибирске первый раз будет звучать это сочинение. В целом не сказать, легче или сложнее программа… На мой вкус она интереснее, она компакта, показательна и полезна для ребят, для их роста.

    А. В.: Все студенты с разных курсов исполнят одинаковую программу?

    М. А.: Да, они исполнят одни и те же произведения и находятся в одной «весовой» категории. Это очень сложно, особенно младшему, Илье Лунюшкину, и он, конечно, находится в самой невыгодной ситуации. Но это полезно, они ещё сами этого не понимают и через какое-то время поймут, что это очень полезно: подготовка и участие в этом конкурсе.

    А. В.: Евгений Лукьянчук и Даниил Ефремов уже второй раз принимают участие в этом конкурсе?

    М. А.: Да, Евгений и Даниил участвовали в нем четыре года назад, будучи ещё студентами старших курсов, на третьем и четвёртом курсах соответственно. Для них, а особенно для Жени это был огромный скачок вперёд.

    А. В.: Можно ли назвать Всероссийский конкурс одним из локомотивов развития кларнетового исполнительского искусства в стране?

    М. А.: Нет, это же конкурс не кларнетовый в чистом виде. Он конечно один из лучших, но назвать его локомотивом… У нас есть интереснее конкурсы. Этот конкурс очень хорош для специфики вузов, очень интересен для членов жюри, которые просматривают уровень студентов по стране, видят, на каком сейчас этапе находится подготовка в том или ином городе. Если бы я была в жюри, то мне было бы очень интересно поездить и оценить общий уровень.

    А. В.: Среди членов жюри представлены специалисты по всем инструментам, которые могут участвовать в рамках этого конкурса. Они слушают сразу все номинации, но получается, что многие из них не кларнетисты. Как проходит процесс такого полиспециалитетного оценивания?

    М. А.: Сейчас председателем жюри является кларнетист Андрей Витальевич Казаков и действительно он один в этом составе. В Москве было немножко другое жюри, например, там был Евгений Александрович Петров. По округам состав жюри меняется. У нас будут приглашены Павел Францевич Мор по специальности медных духовых (тромбон) и Андрей Анатольевич Турыгин по деревянным (саксофону). В каждом регионе происходят изменения и добавляются свои члены жюри. Немаловажно, что у нас принцип оценки духовиков довольно близок для всех инструментов: качество дыхания, качество звука – интонация, чистая игра на инструменте. Это общие критерии, которые любой духовик оценивает.

    А. В.: Знакомы ли Вы с участниками, которые должны к нам приехать?

    М. А.: Я знакома с кларнетистом, который приедет из Красноярска. Он (Игорь Завьялов – прим. А.В.) учится у моего коллеги в Красноярске и поскольку я сама из этого города, то знакома с ситуацией там. Довольно сильный участник и это будет полезная конкуренция ребятам, общение.

    А. В.: Вопрос на перспективу. Какие плюсы и возможности несёт Всероссийский конкурс его участникам?

    М. А.: В первую очередь. у каждого пополняется репертуарный список. Повышается уровень выдержки игры на инструменте, поскольку подготовить три тура к конкурс – это довольно не просто для духовика. Должна быть выдержка как у вокалиста. Самое нужное – это сама подготовка. Она даёт огромный рост, происходит переход на другой уровень. В результате всегда, даже у самых слабых происходит подъём на более высокую ступень, которая позволяет свободнее себя чувствовать, более профессионально.

    А. В.: Ещё один вопрос об особенностях исполнения конкурсной программы. Существует ли обязательный формат исполнения наизусть или допускается свободное решение игры по нотам на усмотрение участника?

    М. А.: Первый тур по положению исполняется наизусть, второй допускается по нотам. Расскажу, почему по нотам. Потому что, во-первых, сами члены жюри и организаторы понимают, что весь объём является очень сложным и поэтому будут сбои. Во-вторых, это касается современных сочинений. Во втором туре такие произведения, как Соната Денисова, например, очень трудно учатся наизусть. У нас Евгений Лукьянчук будет играть всё наизусть, кроме именно Сонаты Денисова. Он весь свой репертуар знает хорошо, поэтому выступит так. Думаю, так же выступит Данила Ефремов, а для ребят чуть помладше были максимально экстремальные условия: буквально за весну они выучили объемную программу! Поэтому конечно хорошо, что второй тур играется по нотам.

    А. В.: Заключительный вопрос. Как Вы можете охарактеризовать акустику Большого зала, в котором проходят все конкурсные прослушивания?

    М. А.: Хочу сказать, что этот зал, даже вопреки тому, что мы видим визуально, является лучшим в городе по акустическим характеристикам. Как духовик, который много здесь играет, смело говорю – это самый удобный зал по акустике! Очень удобно и легко здесь играть на духовых инструментах. Особенно комфортно деревянным, но медные тоже, я думаю, получают здесь удовольствие. Поэтому сейчас с содроганием жду ремонта, который не знаю, как повлияет на акустику. Очень хотелось бы, чтобы сохранили эту уникальную специфику зала.

    А. В.: Спасибо, Маргарита Владимировна! Удачных Вам и Вашим ученикам выступлений в рамках конкурса и не только!

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки