Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Исполнительская жизнь" №1 (38), Январь 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_35/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Люди моей судьбы

    Усик А.

    «Мери Симховна (опыт творческого портрета)»


    скачать публикацию в формате pdf

    Усик Александр

    магистрант I курса НГК

     


    За более чем полвека работы у профессора Новосибирской государственной консерватории им. Глинки, Мери Симховны Лебензон,– продолжателя великих музыкальных и педагогических традиций московской фортепианной школы – сложилась своя уникальная методика преподавания.

    Выдающийся педагог Мери Симховна Лебензон родилась 31 сентября 1931 года в Одессе. С четырех лет училась в музыкальной школе Столярского у известного педагога Берты Рейнгбальд, у которой учился прославленный Эмиль Гилельс.

    Когда началась Великая Отечественная война, семья эвакуировалась из Одессы в маленький узбекский городок Коканд. Десятилетняя Мери продолжила самостоятельное обучение, занимаясь по ночам в местной музыкальной школе. В то время в Ташкенте временно разместилась Московская консерватория, педагоги которой искали одаренных детей. Юная Мери попала в число тех, кого удалось найти. И еще до окончания войны Мери Симховна поехала в Москву учиться в Центральной музыкальной школе у профессора А. Б. Гольденвейзера.

    В одном из интервью М. С. Лебензон так вспоминает о своем поступлении к профессору: «… начну с того, какой он был человек. Невероятно гуманный, хотя прятал свою доброту за внешней суровостью. Внешне он выглядел всегда суровым, всегда очень подтянутым, строгим. Я поступила к нему в 11-12 лет и сначала его боялась, а потом как-то это ушло. Приходила первая на урок. В тот момент я была самая маленькая в классе – школьница, училась в 5 классе (школа была ещё деревянной). И я прибегала к нему в консерваторию, прибегала часов в шесть, приезжала первой электричкой. Ждала, занималась, и в 9 часов приходил Александр Борисович. Позже, когда он стал пожилым, приходил в 10. У меня был урок у первой, я очень любила первой. А потом набегал народ, сидели, приходили, уходили, вот примерно, как сегодня. Он выходил либо в шахматы поиграть, в буфет, и я за ним тоже».

    В 1949 году Мери Симховна Лебензон окончила Московскую государственную консерваторию по классу профессора Александра Гольденвейзера. Талантливая, перспективная пианистка могла остаться в столице, но она вместе с мужем-военным отправилась в длительное путешествие по необъятным российским просторам. Последним пунктом назначения для молодой семьи стал Новосибирск. Здесь продолжилась ее исполнительская и педагогическая деятельность.

    С 1961 года Мери Симховна Лебензон работает в Новосибирской консерватории. С 1969 по 1983 год она возглавляла кафедру специального фортепиано, проявив незаурядные лидерские качества.

    М.С. Лебензон – один из ведущих профессоров НГК, она подготовила свыше ста музыкантов. Более 80 раз ее ученики становились лауреатами и дипломантами различных конкурсов.

    Профессор участвовала в работе жюри международных конкурсов. Наряду с педагогической деятельностью выступала с сольными, симфоническими, ансамблевыми концертами в различных городах России, Германии, Израиля, Италии. Особое место в ее репертуаре занимают произведения Шопена, Шумана, Моцарта, Листа, Скрябина, Рахманинова.

    Мери Симховна проводила мастер-классы во многих городах Сибири; в 1993 году – в музыкальной академии г. Мангейма; в 1995 – в г. Чинцелло (Италия); в 1997 году – в экспериментальном классе одаренных детей при консерватории г. Цюриха (Швейцария).

    Фирма «Sony classical» выпустила компакт-диск с записью «Вариации на тему Корелли» С. В. Рахманинова в исполнении М. С. Лебензон.

    Мери Симховна ведет активную методическую работу, проводит открытые уроки, семинары и мастер-классы.

    Профессор имеет ряд публикаций: «Вариации на тему Корелли» С. Рахманинова: советы исполнителю»; «О редакции сонат Бетховена»; «Принципы самостоятельной работы над произведением» и ряд видеозаписей.

    М.С. Лебензон награждена орденом Почета, дипломом «За выдающееся педагогическое мастерство» (1998), премией «Золотой Аполлон» Министерства культуры РФ и Фонда развития отечественного музыкального искусства им. П.И. Чайковского (2002). Заслуженный деятель искусств РФ (1992), почетный академик Русской академии искусствознания и музыкального искусства в области педагогики (2001).

    Мне посчастливилось поступить в класс профессора М.С. Лебензон в 2008 году: это было в 7 классе НСМШ. Все годы учебы я не устаю удивляться бескрайнему педагогическому дару и великим человеческим качествам своего педагога. Не раз задавался вопросом: «В чем секрет школы профессора?»

    Педагогические принципы Мери Симховны построены на безоговорочной преданности и любви к своему делу, искренней увлеченности, предельной взыскательности педагога к себе и к своим ученикам. Важнейшими составляющими педагогики М.С. Лебензон, являются нравственное воспитание, всестороннее образование учеников, развитие в студентах самостоятельного мышления, творческой инициативы и умения добиваться цели. Особое внимание педагог уделяет детальной расшифровке текста, поиску исполнительской концепции произведения и убедительного звукового воплощения замысла композитора. Мери Симховна ведет с учениками скрупулезную работу над звуком, штрихами, педализацией, другими тончайшими деталями – то есть теми компонентами, которые, в конечном счете, обеспечивают качество и «уровень» исполнения.

    С одной стороны, методика профессора проста и понятна, а с другой уникальна и неповторима по силе своего воздействия, основанного на огромном опыте, глубоких знаниях и величайшем исполнительском и педагогическом таланте.

    Ее система – не «школа», понимаемая как «штамп» на исполнительском облике ее учеников, а, в первую очередь, возможность быть самими собой и играть от своего имени. Педагогика М. С. Лебензон позволяет раскрыть индивидуальность и обрести собственную манеру игры.

    Неудивительно, что важное место в классе Мери Симховны Лебензон, педагога и исполнителя, занимает показ за инструментом. В живом звучании, в реальном воплощении музыкального языка, ученики профессора соприкасаются с «живой традицией». Особый звук Мери Симховны легко узнается, показ за инструментом предельно выразителен. Восхищает и мастерство интонирования профессора.

    Бережное отношение к приемам звукоизвлечения, прикосновение к клавишам, максимальное использование всех ресурсов инструмента, – все эти труднейшие пианистические задачи профессор ставит и перед своими учениками.

    Меня всегда вдохновляют богатство речи педагога, меткие литературные приемы, умение донести до ученика к какому звуковому образу ему должно стремиться, как должно звучать произведение, ее удивительно точные рекомендации, соответствующие композиторскому замыслу, четкие характеристики, сравнения – «не в бровь, а в глаз». Это целый комплекс приемов, который произрастает из свойств уникальной личности Мери Симховны, ее особого индивидуального видения окружающего мира.

    Мне очень импонирует то, что Мери Симховна с каждым учеником вновь увлекается много раз сыгранным и пройденным произведением, в совместном поиске находит новые концепции, стимулирует ученика разгадывать замысел композитора. У нее нет готовых клише, запланированных форм, концепция рождается с каждым воспитанником, поэтому исполнение разными учениками одних произведений отличается в зависимости от их индивидуальности.

    Для меня важным является и то, что Мери Симховна не навязывает исполняемую программу, а даже наоборот поощряет учеников к собственному выбору любимого желаемого произведения. Редкий случай, когда профессор не одобрит наш выбор. Мери Симховна считает, что больше пользы принесет изучение и исполнение того произведения, которое ученик сам хочет исполнять.

    Многочисленные воспитанники класса М. С. Лебензон в разные годы стали лауреатами Международных, Всесоюзных и Всероссийских конкурсов, в том числе таких престижных, как Международный конкурс им. П. И. Чайковского, Международный конкурс В. Крайнева, Международный конкурс пианистов памяти Эмиля Гилельса в Одессе, Всероссийские конкурсы им. В. Сафонова, им. К. Игумнова и других. Многие ученики и выпускники Мери Симховны, среди которых С. Лейпсон, А. Мордасов, М. Митина, Т. Абрамова, И. Рашковский, Н. Талдыкина, Е. Мельникова, Т. Черничка, П. Колесников, Д. Карпов, Л. Терсков ведут активную концертную деятельность в России и за рубежом.

    Педагогические традиции М. С. Лебензон находят свое продолжение в деятельности более ста ее выпускников, работающих в профессиональных учебных заведениях и концертных организациях России и Зарубежья.

    Я думаю, что уникальность школы М.С. Лебензон возникла, прежде всего, из свойств неординарной музыкально-художественной личности Мери Симховны и проявляется в ее необыкновенном умении раскрыть перед учениками необъятный, серьезный, выразительный и содержательный мир музыки.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки