Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Исполнительская жизнь" №1 (38), Январь 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_35/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Рахманиновское трио и друзья

    Калатай И.

    Калатай Иван

    магистрант I курса НГК

     


    Трио имени Рахманинова

    30 октября 2017 года на кафедре специального фортепиано прошел открытый мастер-класс заслуженного артиста РФ Виктора Исааковича Ямпольского.

    Участниками мастер-класса стали Ксения Прялкина (класс заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Д.Л. Шевчук), Александра Финкильштейн (класс профессора Е.А. Романовской), Елизавета Воронина (класс заслуженной артистки Узбекистана, профессора Т.И. Игноян), Анастасия Шевцова (класс профессора Л.В. Смешко) и Софья Богданова (класс профессора Т.И. Игноян).

    Представьте, за 3 часа беспрерывной работы, отведенных на мастер-класс, Виктор Исаакович прослушал 5 участников и дал 5 уроков! Вот насколько насыщенный и плотный график! Кстати, несмотря на большой сложный репертуар, душный класс, никто в течение мастер-класса не покинул аудиторию, и как мне кажется, не утомился, а всему виной энергетика, идущая от Мастера и стиль его преподавания, который сориентирован именно на ученика, нежели на публику, как это часто бывает на подобных мероприятиях. Да, класс, надо сказать, был полон, сидели студенты-пианисты с разных курсов, что очень отрадно, а также профессора нашей консерватории и преподаватели из других учебных заведений.

    Первой играла Ксения Прялкина. Играла обработку романса Рахманинова «Островок», которую сделал американский пианист Э. Уайлд и транскрипцию Рахманинов-Мендельсон «Сон в летнюю ночь». Основная работа заключалась в поиске нужного звука, звуковой палитры – главной отличительной особенности исполнительского стиля Ямпольского. Поскольку обработка романса сделана таким образом, что в рамках одной гармонии находится много фигураций, Виктор Исаакович посоветовал собрать их в вертикаль и послушать «заново», тогда получится построить более длинную фразу. В транскрипции внимание было уделено педали и исполнительской изобретательности.

    Далее звучала Бергамасская сюита Дебюсси в исполнении Александры Финкильштейн. Музыка импрессионистов в большей степени сориентирована на красочность, отсюда и акцент на особое использование педали: умение педализировать с одной стороны точно, а с другой, чтобы звучало без «швов». Уметь отпускать клавиши руками, и в это же время контролировать звуковой полет ушами и педалью. По ходу разбора каждой части сюиты Виктор Исаакович отметил эволюцию использования педали в фортепианном репертуаре: «при исполнении барочной музыки, венских классиков – педаль играет не самую значительную роль, в то время как, например, в Шопене педаль – это средство выразительности». И привел в пример высказывание Н. Арнонкура, с которым работал в свое время его друг-альтист. Арнонкур обмолвил, что «до Шопена – музыка – это речь, а после романтиков – краска».

    Следующие участники исполняли только произведения Рахманинова. На что В.И. спросил: «А классику сегодня никто не играет?». Ему ответили, что сегодня в программе произведений венских классиков не будет. Все студенты, сидящие в классе, готовятся к внутривузовскому конкурсу Рахманинова, который пройдет в декабре. И сконцентрированы сейчас на его произведениях

    В исполнении Анастасии Шевцовой, Елизаветы Ворониной звучали прелюдии Рахманинова, Софьи Богдановой – музыкальные моменты.

    После мастер-класса мне удалось взять небольшое интервью у Елизаветы и Софьи.

    Елизавета Воронина:

    - Лиза, впервые принимаешь участие в мастер-классе?

    - Нет, не впервые.

    - У кого доводилось уже участвовать?

    - Во время обучения в Алтайском музыкальном колледже я участвовала в мастер-классах Т.И. Игноян, нынешнего моего профессора, Л.В. Смешко, а в консерватории принимала участие в мастер-классе у Майкла О’ Рурка.

    - Скажи, насколько отличается атмосфера мастер-класса в зале и в классе, какая тебе ближе?

    - Сильно отличается. Для меня атмосфера в зале ближе, люди «не дышат в спину», ты не окружен таким пристальным вниманием. Кажется, что работаешь один на один, легче.

    - Могла бы ты назвать особенную черту стиля преподавания профессора?

    - Он (В.И. Ямпольский) уделяет особое внимание звучанию. В работе над «моими» произведениями (2 прелюдии Рахманинова – прим. И. Калатай) мы выстраивали драматургию, которая требовала поиска особых звуковых тонкостей.

    Софья Богданова:

    - Насколько отличается мастер-класс от урока в классе с педагогом по специальности?

    - Это игра на публику. Меняется ощущение звука.

    - То есть, это, по сути, публичное выступление?

    -Да.

    - Сложнее ли сконцентрироваться в условиях мастер-класса или наоборот?

    - Публика подстегивает, не позволяешь себе тратить время на раздумья, заставляешь себя быстро понять, что хочет услышать мастер.

    -Вы остались под впечатлением от мастер-класса?

    -Да, безусловно.

    -И снова бы поучаствовали?

    - Хотелось бы.

    - Спасибо за беседу.

    Будем надеяться, что трио им. Рахманинова по старой доброй традиции приедет к нам в гости снова, и мы сможем присутствовать на открытых уроках настоящих Мастеров, а также на их концертах.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки