Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Исполнительская жизнь" №1 (38), Январь 2018 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_35/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Новосибирск музыкальный

    Усик А.

    «Пройти по тонкой грани академизма и современности…»


    скачать публикацию в формате pdf

    Усик Александр

    магистрант I курса НГК

     


    14 декабря 2017 года я побывал в НОВАТе на премьере этого сезона – опере «Паяцы» Р. Леонкавалло. Режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов поставил спектакль в лучших традициях классического театра, но в стилистике итальянского неореализма.

    Как известно, опера «Паяцы» – лучшее произведение музыкального наследия итальянского композитора Руджеро Леонкавалло. Композитор, еще и являясь автором либретто, добился невероятной точности и глубины воплощения чувств и страстей в музыке и персонажах. Первая постановка состоялась в Милане, в театре «Даль-Верме», 21 мая 1892 года. «Паяцы» получили всеобщее признание и прочно утвердились в репертуаре оперных театров всего мира. Руджеро Леонкавалло создал оперу «Паяцы» под влиянием идей «веризма», суть которых в беспощадно правдивом отражении действительности, изображении реального человека, со всеми его страстями и пороками. Не случайно в основе сюжета оперы лежит реальный случай убийства из ревности. Музыка Леонкавалло достигает своей величайшей мощи в передаче человеческих страстей: любви, ревности, предательства и страдания.

    Сейчас классическая опера как искусство переживает некий кризис: старые, «вечные» темы сюжетов приелись и неактуальны, а упорное стремление певцов к вокальной безупречности и внешней условности отодвигает на десятый план актерскую достоверность образа, разрушая таким образом единство оперы как музыкально-драматического искусства. То есть часто недостает именно драматического начала. Это извечная «болезнь» оперы, связанная в первую очередь с тем, что все великие итальянские шедевры в этом жанре были написаны задолго до создания К.С. Станиславским своей знаменитой системы, в корне изменившей не только лицо, но и сами основы, эстетику театра, положившей начало театру как великому, самостоятельному искусству.

    В новой постановке оперы Леонкавалло «Паяцы» в НОВАТе режиссеру удалось превратить рафинированных оперных певцов в поющих оперных актеров, а это огромная, с потом и кровью, работа. Как результат – опера на сцене смотрится живо, драматично, увлекательно. Безусловно, здесь на режиссера и актеров работает сам сюжет оперы – тема переплетения театра и жизни, синтез актерских и человеческих страстей. Перед нами проходит и сценическое, и закулисное бытие провинциальных актеров с их любовными страстями и интригами, и подчас неясно, где кончается игра и начинается реальная жизнь. «Паяцы» – это «спектакль в спектакле».

    А история яркая — любящий супруг испытывает страх потерять свою молодую жену. Артистка небольшого театра на колесах Недда (в комедии – Коломбина), жена хозяина труппы Канио (в комедии Паяц), влюбляется на гастролях в Сильвио – молодого крестьянина. Женщина, всерьез полюбив другого, уже не может жить с мужем из одной только благодарности. Канио страшно ревнует. Масла в огонь подливает отвергнутый ухажер Недды – уродливый Тонио (в комедии Таддео), который руками Канио решает отомстить Недде. Именно его горячее чувство, насмешливо и жестко отвергнутое Неддой, становится катализатором трагедии – он доносит мужу о любовниках, умело разжигая огонь смертоносной ревности, а затем и буквально во время представления вкладывает нож в руки ослепленного ревностью мужа. Во время вечернего представления итальянской комедии масок Недда в роли Коломбины признается в любви к Арлекину (Беппо), а Канио, играя одного из паяцев, принимает эти слова как измену собственной жены. Выйдя из роли, он в порыве ярости убивает Недду, а затем и ее настоящего любовника Сильвио, который в потрясении выбегает к сцене из зрительного зала. «Комедия окончена!» – победно восклицает Тонио. Так жизнь бродячих артистов, по иронии судьбы, перекликается с комедией, которую они играют на сцене и к концу спектакля внезапно заканчивается кровавой драмой. Такова фабула всем известной оперы.

    Нет ни одного крупного или даже среднего оперного театра в мире, который более чем за 120 лет со дня создания «Паяцев» не включил бы в свой репертуар эту популярную, в высшем смысле мелодичную и услаждающую слух оперу! И, конечно, в XXI веке нельзя уже ставить так, как в девятнадцатом и даже в двадцатом. Никто не спорит, во всем должны быть мера и вкус, и то, что впечатлит одних, не понравится другим. Но, надо признать, Иркину Габитову удалось без видимых художественных потерь пройти по тонкой грани академизма и современности.

    Прекрасные костюмы и великолепные декорации, натурально воссоздающие провинциальный итальянский городок, а затем появление настоящей сцены со зрительным залом во втором действии, в сочетании с великолепной актерской игрой создают ощущение полной реалистичности происходящего. Эффектно и выигрышно выглядит балкон со зрителями, освещаемый прожекторами со сцены. А как зрелищно и захватывающе смотрится лирическая сцена с летящим на полумесяце по воздуху актером, рассыпающим звезды!

    Очень талантлива и прекрасно сбалансирована в плане вокала и актерского мастерства игра исполнителя роли Канио – Михаила Агафонова. Образ ревнивца он рисует вдохновенно, выпукло, с видимым удовольствием и самоотдачей. Канио получился надломленный, надрывный и ранимый. Удался исполнителю и главный хит — ария обманутого мужа и по совместительству актера бродячего театра: «Смейся, паяц!». Очень убедителен Алексей Зеленков, любимец новосибирской публики, в образе Тонио. Это довольно сложная роль. Тонио смешон, но при этом страшен и уродлив. Однако актер смело бросается в омут раздирающих душу героя противоречивых чувств – он то кривляется, то мечет громы и молнии, то злорадствует.

    Свою вокально-актерскую краску внес и исполнитель роли любовника Сильвио – Карен Мовсесян. Сильвио – открытый, наивный, где-то восторженный, но несколько глуповатый, как все влюбленные, а потому несчастный герой. Чудаковат и эксцентричен Беппо (Владимир Кучин). Здесь уже, конечно, сплошная клоунада и комедия. Недда в исполнении Дарьи Шуваловой невероятно органична, образ влюбленной красавицы, разжигающей не шуточные страсти очень убедителен. Важно отметить, что у каждого актера в спектакле – свой рисунок роли, своя партитура и свой «градус». И это тоже заслуга режиссера.

    Хор под руководством мастера своего дела, заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Подъельского был как всегда великолепен. Прекрасно звучал и оркестр театра под руководством заслуженного артиста Республики Армения Карена Дургаряна.

    А вообще всем советую сходить в НОВАТ на эту захватывающую постановку.

    «Эта опера о человеческих взаимоотношениях: о любви, о мести, о ревности, о первозданных человеческих чувствах. Эта тема всегда будет популярна, потому что это самое главное: за тысячелетия ничего не изменилось в отношениях между мужчиной и женщиной», – так сказал об опере режиссер-постановщик Иркин Габитов.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2018 Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки