В столице Казахстана началась серия концертов, посвященных 90-летию со дня рождения выдающегося композитора, народной артистки СССР и Каз ССР, лауреата государственных премий, одной из ведущих представителей композиторской школы Казахстана, Газизы Жубановой.
Творчество Газизы Ахметовны Жубановой многогранно, она сумела реализовать свой талант композитора в самых разных жанрах музыки. Ею написаны оратории, симфонии, кантаты, балеты, оперы, концерты, камерно-инструментальные произведения, а также музыка к спектаклям и кинофильмам. В Казахстане есть много талантливых композиторов, однако невероятная музыка Газизы Жубановой вызывает особый трепет. Ее сочинения являются редкой драгоценностью, они трогают наши сердца до самой глубины с момента первого знакомства.
17 ноября 2017 года в органном зале Казахского Национального университета искусств состоялся концерт камерной музыки, посвященный этому событию.
В этот вечер выступал струнный квартет «B.A.L.M.», в составе которого играют выпускники КазНУИ: Максат Джусупов (скрипка), Биржан Абдыкадыр (скрипка), Алишер Дутбаев (виолончель), Алибек Байымбетов (альт). Кроме того, в концерте были приглашенные музыканты, лауреаты международных конкурсов Д. Балагумаров (альт) и Е. Курманаев (виолончель).
Открыли концерт струнным квартетом №1 d-moll Г.А. Жубановой. Это сочинение отличается теплотой и душевностью, в нем ярко присутствуют характерные черты письма Г.Жубановой: философская глубина, поэтичность, элементы этнической музыки, выраженные современными средствами. Во втором отделении прозвучало одно из последних крупных сочинений П.И.Чайковского – секстет «Воспоминание о Флоренции», где блестяще проявилось высокое полифоническое мастерство великого русского композитора. Это сложное произведение, которое ставит большие задачи для исполнителей, с которыми они справились.
На следующий день мне удалось встретиться с участниками квартета и взять интервью. К сожалению, Максат Джусупов не смог присутствовать, однако остальные охотно участвовали в диалоге.
А.А.: Во вчерашнем концерте вы исполнили квартет Г. А.Жубановой и секстет П.И.Чайковского. Что, по-вашему, объединяет этих композиторов?
Алишер Дутбаев: Несомненно, оба композитора внесли огромный вклад в свою культуру. Они писали в разных стилях, но их объединяла обращенность к народному творчеству и та искренность, которая не оставляет никого равнодушным.
А.А.: Газизой Ахметовной написано 2 струнных квартета. В основном все исполняют только первый. Почему ваш выбор пал именно на него, неужели не интереснее познакомиться с произведением, которое до вас еще никто не исполнял?
Биржан Абдыкадыр: Насколько я знаю, второй квартет посвящен памяти сына Газизы Ахметовны. Ноты имеются лишь в рукописном виде и их трудно достать. Да и само произведение очень сложное как в техническом плане, так и в художественном содержании.
Алибек Байымбетов: У нас в планах его исполнение, но не сейчас, а чуть позже, на это нужно время.
А.А.: С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы с программой?
Алишер Дутбаев: Изначально к квартету Жубановой мы отнеслись не особо серьезно…
Алибек Байымбетов: Так как, зная эту музыку, мы полагали, что значительных трудностей не возникнет, но ошиблись. Сложно было объединить все в единое целое, и, самое главное, донести задумку автора. Я надеюсь, что у нас это получилось
Алишер Дутбаев: В секстете Чайковского трудно было выстроить баланс, штрихи и ансамбль друг с другом.
А.А.: Расскажите, по чьей инициативе был создан ваш квартет?
Алишер Дутбаев: В 2015 году мы (Максат, Биржан и я) поехали в Америку на мастер-класс по специальности. Так как все время мы были вместе, можно сказать, что тогда у нас и возникла идея о создании квартета. По возвращении мы еще играли в разных составах квартета, но окончательно объединились в конце 2016 года. Тогда нам с Алибеком нужно было сдавать государственный экзамен по струнному квартету и мы пригласили Максата и Биржана в качестве иллюстраторов, т.к. они на год раньше выпустились, и с того момента мы играем вместе.
А.А.: Какие у вас планы на ближайшее время?
Алибек Байымбетов: Посвятим его изучению новых произведений, которые вы услышите в ближайшем будущем.
|