Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Всероссийский музыкальный конкурс" №11, Февраль 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора








    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_11/?page=search

     
    Всероссийский музыкальный конкурс:

    Брюханова Д.

    "Размышления о конкурсе пианистов"

    Брюханова Дарья

    студентка IV курса ТКФ

     


        7 октября. Большой зал Новосибирской консерватории. Второй тур Первого всероссийского конкурса исполнителей. Подсекция фортепиано. Исполнители – прошедшие пристальный отбор, которых по праву их можно назвать лучшими из лучших. Молодые и весьма талантливые, достойные почестей и наград. Твердой походкой выходят на сцену, скромно кланяются, небольшая пауза сосредоточения и… Начинается самое сложное и самое волнительное для всех: самих конкурсантов, жюри и слушателей, особенно тех кто искренне болеет за каждого из выступающих.

        Однако переживания за «своих» и «не своих» участников прослушиваний отнюдь не исчерпывают впечатлений от самого конкурса. На смену им закономерно приходят размышления по поводу результатов события, которому мы стали свидетелями.

        Гордость и радость переполняет от мысли, что с нашим участием проходят подобные мероприятия. Мероприятия редкие и ценные не только по значению, но и в воспитательном отношении. Конкурс всколыхнул всю студенческую массу Новосибирской консерватории и высветил многие проблемы дня сегодняшнего, причем не только исполнительские, но и психологические.

        Вот, например, при нынешнем мировоззрении подрастающего поколения часто ли удается услышать фразу – «Я буду музыкантом!»? Крайне редко. Но и среди немногих, избравших нелегкий путь исполнителя, хорошими музыкантами становятся далеко не все. И уж совсем малочисленна группа избранных, допущенных на самый престижный конкурс нашей страны!

        Казалось бы, настоящее и будущее этих одаренных молодых музыкантов светло и ясно? Но все ли так прекрасно у наших конкурсантов, в частности, – пианистов? Во время прослушивания конкурсных программ каждого из них – помимо естественных положительных эмоций – возникали вопросы, вопросы…

        Сама я пока не в состоянии ответить на них, поэтому предлагаю лишь несколько наблюдений, сделанных на втором отборочном туре. Следует для начала отметить, что программа второго тура включала в себя произведения классиков, романтиков и современных композиторов (в основном исполнялись произведения начала ХХ века).

        Наблюдение первое. Современные студенты-исполнители весьма далеки во временном и ментально-психологическом отношении от классицизма, на мой взгляд, – величайшей музыкально-исторической эпохи. Образца для подражания и наивысшего достижения в области композиторского искусства и не только композиторского. Далеки, однако в обязательном порядке играют венских классиков. Но где же тот гениальнейший Моцарт, человек с тяжелой и блестящей судьбой? Моцарт, рано умерший, но оставивший огромное потрясающее наследие, которое нам «играть, не переиграть»? Почему же сегодня его произведение серьезного жанра мы вдруг слышим ритмичной, легкомысленной «сонаткой», совершенно не передающей особенностей композиторского облика, которые мы вправе ожидать? По видимому, упоение собственной интерпретацией помешало передаче философичности, глубокой осмысленности каждой ноты, которая была присуща только Моцарту.

        Бетховен… Величайший из мастеров своего времени. Художник, «схвативший за глотку» судьбу… «Аппассионата» была написана через 10 лет после того, как он узнал о страшном диагнозе. Композитор-бунтарь, композитор-философ, теряющий самый главный инструмент в своей профессии – слух. Что может быть страшнее для человека, призванного сочинять музыку? На сцене же трагическая судьба осталась лишь в виде форте отдельных элементов главной темы. Может быть, я слишком заостряю?

        Наблюдение второе. Очень убедительно сыграны были конкурсантами сочинения композиторов-романтиков. По всей видимости, довольно юный возраст исполнителей оказался более восприимчив к избытку романтических чувств. В первую очередь романтиком был представлен Рахманинов со своей бесконечно льющейся мелодией, естественно романтичным – Шопен с бурлящим вальсовым потоком эмоций. «Петрушка» Стравинского был вообще фейерверком: удивительно четкое представление каждого из образов в отдельности, но в гармоничной, непрерывной связи целого. Это было великолепно, но…

        Тяжело даже помыслить о том, что нить, довольно тонкая, но связывающая нас с творчеством великих Гайдна, Моцарта, Бетховена однажды может оборваться окончательно. Неужели мы больше никогда не услышим горесть «капельдинерской» судьбы Гайдна, глубину мысли сонат Моцарта, бурлящую несгибаемость воли Бетховена?

        Конечно, будут меняться вкусы, взгляды, композиторы и исполнители… Однако думается, что стиль композиторов венской классической школы должен сохранить некую неизменяемую константу!

        Или это невозможно?

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки